Сможет ли отечественный производитель возместить потери от импорта

Надо ли выращивать бананы в России

Специалисты по изучению потребительских рынков утверждают, что растет число россиян, которые отдают приоритет отечественным товарам перед импортом. В этой связи возникают логичные вопросы: в состоянии ли российские производители удовлетворить спрос россиян и как быть тем отечественным компаниям, которые работают под иностранными брендами?

В 2012 году доля респондентов, которые предпочитали не приобретать импортные товары, составляла 39 процентов, а в 2013 году она составила уже 42. Мудрая социологическая наука учит, что статистически это различие значимо. Как пишут "Ведомости" со ссылкой на данные компании GfK, опрос проводился ежемесячно среди 1000 человек, проживающих в городах с населением не менее 500 000 человек. Кроме того, аналитики этой же компании отмечают рост патриотизма среди россиян с 2008 года.

Читайте также: Мнение: Правительство в ближайшее время должно полностью заменить западные комплектующие на нашу продукцию

"Это проявляется в сдвиге ценностных установок: гордость за свою страну, готовность трудиться на благо страны, признание русских достойной и важной частью мирового сообщества, любовь к родине", — приводит издание мнение руководителя направления "Рыночные возможности и инновации" в GfK Александра Шмелькова. Ну что ж, это как минимум радует.

Кстати, уже есть мнение, что непростые события на Украине патриотизма россиянам добавят еще больше. И, может быть, кто-то из нас будет втайне гордиться, когда к домашнему столу будет покупать не украинское сало, а российское или, скажем, белорусское. Но если в деле патриотических настроений россиян все более или менее ясно, то вот в сфере рыночной экономики не все так просто.

Своим мнением поделился по этому вопросу с Pravda.Ru председатель Союза потребителей России Петр Щелищ:

"Что касается отечественной продукции, то само понятие становится все более размытым. Мы с вами видим, что ведущие автомобильные бренды производят в нашей стране свою продукцию, здесь же ее продают, отчасти даже еще и экспортируют отсюда. Чья это продукция? Какая доля стоимости осталась от нее в России? Мы с вами ответа на этот вопрос, увы, не имеем…

Ну и такой нюанс: все больше наших производителей, извините, косят под импорт. И это правда, потому что они знают, что если они будут выпускать продукцию под товарным знаком, который напоминает какой-то популярный во всем мире бренд, то продукция будет лучше продаваться. Это реальный процесс, это правда.

Читайте также: Экономическая блокада России. Кому во вред?

А, допустим, справятся ли российские производители с запросами потребительского рынка, если Россия вообще откажется от импорта соответствующих категорий? Нет, не справится — тут ответ простой. Приведу такой красноречивый и запоминающийся пример.

После дефолта 1998 года проводились парламентские слушания по факторам роста цен, и выяснилось, что колбаса популярной марки, скажем, Останкинская, которую все воспринимают как свою родную, отечественную, имеет всего пять процентов отечественного в своей стоимости! А все остальное в ее себестоимости — это импорт: мясо, всякие добавки.

Нашим был только… шпагат, которым перевязывалась колбаса! Ну и еще что-то по мелочи. Да, еще труд наш, но труд там составляет сравнительно небольшую долю. Изменились ли ситуация за прошедшие годы? Возможно, но явно не намного. Вот такие дела. Поэтому мы плохо себе представляем, к сожалению, в какой мере мы сегодня зависим от мировой экономики…".

"Импорт по-прежнему занимает значительную долю розничного рынка, и зависимость от импорта довольно высокая, — рассказал Pravda.Ru по этому поводу аналитик потребительского сектора холдинга "ФИНАМ" Максим Клягин. — Хотя в текущем году есть основания для некоторых изменений. Это, прежде всего, существенное ослабление национальной валюты, провоцирующее рост инфляционного давления на этом фоне, некоторые локальные производители получают определенное преимущество, прежде всего ценовое, и в случае сопоставимого качества могут несколько усилить свои позиции, потому что импортные аналоги будут дороже".

На вопрос, не пострадают ли российские компании, работающие под западными брендами, в случае отказа от импорта Максим Калягин ответил отрицательно. "Потому что потребители достаточно рациональны, для них важен не психологический аспект, а качество и цена. Поэтому и особо фантазировать на тему патриотизма в этой сфере все-таки не стоит. Ключевые моменты конкурентоспособности, которые определяют лояльность у потребителя — хороший ассортимент, хорошее качество или сервис и низкая цена.

Если производитель предлагает все эти качества сбалансировано, он получает преимущество, и не важно происхождение капитала в этой компании и откуда этот товар везется. Есть, конечно, какие-то истории локальные, которые направлены на поддержание, но, как правило, они работают либо ограниченно, либо очень специфически".

По мнению аналитика, российский производитель может удовлетворить потребности жителей страны на 60 процентов. Но в структуре сегодняшней торговли примерно столько же процентов приходится на долю импорта. Эта цифра варьируется в зависимости от сегмента, причем в большом диапазоне. Например, бананы Россия всяко не выращивает и, понятное дело, никогда не будет выращивать — это не нужно, дешевле привезти.

В условиях глобального мира это не приоритет — делать все у себя, это не задача. Задача — повышать эффективность собственных производств. Еще задача — сохранять положительный баланс внешнеторгового оборота. Конечно, необходимо снижать зависимость от импорта, она не должна быть такой высокой, считает Максим Клягин. Но говорить о том, что ее нужно обнулить, неприемлемо — нам не нужно стараться бананы выращивать у себя.

Читайте также: Чем Европа заменит российский газ

И напоследок несколько цифр, которые только красноречиво подтвердят мнение наших экспертов. С советских времен у нашего покупателя сложилось четкое представление о том, что иностранные бренды могут служить мировым эталоном качества. Но ведь специально для тех, кто не может их купить, российский предприниматель предлагает "европейское качество по доступным ценам" — продукцию китайского, польского и российского производства с красивыми иностранными названиями.

Так вот, в 2013 году 55 российских фирм вводили покупателей в заблуждение, указывая, что производят свои товары в Европе. Таков итог расследования Федеральной антимонопольной службы. Нарушителям грозит штраф от ста тысяч рублей до полумиллиона. Но что означают такие суммы для крупных компаний? Это для них даже не укус комара, а дуновение ветерка…

Автор Андрей Михайлов
Андрей Михайлов — офицер, журналист, собственный корреспондент Правды.Ру в Северо-Западном федеральном округе
Обсудить