Турция и Израиль между Сирией и Ираном

Турция и Израиль: союзники или враги?

В настоящий момент отношения между Израилем и Турцией можно охарактеризовать как напряженные, что связано в первую очередь с разногласиями по пресловутой палестинской проблеме. Положение осложнилось тем, что во время вооруженного столкновения на корабле "Мави Мармара" 31 мая 2010 года девять турецких граждан были убиты бойцами подразделения "Шаетет-13".

Год спустя после инцидента турецкий премьер Раджеп Тайип Эрдоган вновь подверг критике неоправданно жесткие действия израильской армии, предпринявшей штурм направлявшегося на прорыв блокады сектора Газа судна. Вместе с тем, позиция Стамбула по отношению к "Флотилии свободы-2" оказалась достаточно сдержанной. В прессу просочились некоторые заявления высокопоставленных лиц, которые высказали неодобрение этого мероприятия как способствующего росту напряженности в регионе. Сам Эрдоган заявил, что не будет препятствовать новой "Флотилии свободы", так как это частная инициатива и правительство не вправе вмешиваться в этот процесс. В конечном счете, акция практически полностью провалилась, а Биньямин Нетаньяху поблагодарил своего коллегу Эрдогана за то, что последний не поддержал "Флотилию свободы-2".

Читайте также: Можно ли подавить курдское движение?

Напомним, что Турция неоднократно критиковала израильское руководство за тяжелое положение на палестинских территориях, вызванное частичной или полной их блокадой. Крайнее неодобрение вызвали и пограничные инциденты, произошедшие в День Накбы (так называют арабы День независимости Израиля). Как заявил премьер-министр Турции Эрдоган, палестинцы были вынуждены в очередной раз отметить День Накбы кровью и слезами из-за неоправданного применения силы израильской армией.

"Израиль продолжает практиковать политику насилия и даже расширяет ее на морское пространство. Все это не может не вызывать беспокойства стран в регионе, в том числе, Турции", — цитирует слова турецкого премьера ИА "Курсор". Позднее свою точку зрения по палестинской проблеме высказал и министр иностранных дел Турции Ахмет Давутоглу. Министр назвал недопустимыми убийства мирных жителей и призвал к полному снятию блокады Сектора Газа. Израиль со своей стороны настаивает на необходимости жестких мер против террористов, что вполне логично в свете непрекращающихся ракетных обстрелов Сдерота и Ашкелона. Примирение ХАМАСа и ФАТХа вызвало крайнее раздражение в Тель-Авиве. Турция предпочитает не слышать аргументов израильтян, подчеркивая необходимость признания легитимным палестинского правительства, включающего в себя как представителей террористической группировки ХАМАС, так и членов умеренного ФАТХа.

Читайте также: Турция перекроет Израилю… воздух

В турецко-израильских отношениях есть еще один маленький пунктик, который мешает дальнейшему сближению двух стран, имеющих неплохие перспективы стратегического партнерства в будущем. Это курдский вопрос, который Турция пытается разрешить на протяжении нескольких десятилетий. Ни для кого не секрет, что Израиль оказывал тайную поддержку курдским сепаратистам в течение длительного времени. Известно, что еще при Бегине (премьер-министр Израиля в 1977-1983 годах) на территории Курдистана находились израильские военные советники. Позднее, когда военная кампания США в Ираке, начатая в марте 2003 года, стала затягиваться, Ариэль Шарон принял принципиальное решение об укреплении военных и экономических связей с курдами. Об этом, в частности, сообщал в июне 2004 года журнал New Yorkerсо ссылкой на источники, близкие к правительству США. Ныне израильское правительство проводит осторожную политику в курдском вопросе, чтобы не допустить еще большего ухудшения отношений со Стамбулом.

Читайте также: Запад: не демократия, а уничтожение Сирии

Многие израильские политики не скрывают своей заинтересованности в развитии стратегического партнерства между странами. В июне 2011 года Биньямин Нетаньяху направил Эрдогану личную депешу, в которой выразил надежду на нормализацию взаимоотношений между странами. Главное, что сближает Турцию и Израиль, — это позиция по отношению к режиму Башара Асада. Сирия находится в состоянии войны с Израилем с 1973 года. У Турции, в свою очередь, имеется немало веских оснований для недовольства политикой Сирии. Последняя до сих пор отказывается признавать присоединение к Турецкой республике Александрекского санджака (1939 года). Принято считать, что Франция намеренно поддержала эту сделку, чтобы получить нового союзника в регионе против Италии и Германии. Сирия считает данную территорию своей, что отразилось и на современной политической карте страны. Кроме того, существует спор между двумя странами из-за реки Евфрат. Причиной роста напряженности между двумя странами неоднократно становилась и курдская проблема.

Пока остается не ясным, какое положение займет Турция в новой геополитической реальности, которая возникла под влиянием арабских революций, спровоцировавших свержение диктаторских режимов в Египте и Тунисе. Несмотря на жесткую критику в адрес израильского правительства, Стамбул, похоже, не торопится присоединиться к коалиции, формируемой Тегераном против Тель-Авива. Если Турция пойдет на сближение с Израилем, для Ирана и Сирии это может стать неприятным сюрпризом, способным привести к коренному изменению баланса сил в регионе.

Автор Юрий Сосинский-Семихат
— историк, обозреватель, внештатный корреспондент Правды.Ру
Куратор Саид Гафуров
Саид Гафуров — политолог, руководитель направления "Восток", ведущий прямых эфиров Правды.Ру *
Обсудить