Очередь за… детством

Мрачное слово "очередь", казалось бы, давно ушло в прошлое. В самом деле: стояние в затылок друг другу множества людей сегодня можно наблюдать разве что на престижных кинопоказах или уникальных художественных выставках. Но есть сфера, где это унизительное явление утвердилось по-хозяйски прочно, и никакие усилия рассасыванию очереди до последнего времени не способствовали. Это детские дошкольные учреждения.

В начале 90-х именно детские сады оказались самыми беззащитными перед натиском новых хозяев жизни.

Катастрофическая нехватка мест в дошкольных образовательных учреждениях может стать серьезным препятствием для реализации демографических инициатив правительства. Между тем ни в Основном законе страны, ни в "Законе об образовании" понятия "очередь" никто не найдет. Зато в региональных законах наличие очереди фиксируется, а значит, противоречит Конституции. Улучшение демографической ситуации в стране напрямую связано с решением этой проблемы.

Читайте также: Каникулы с пользой? В лагерь!

Только за последний месяц ситуация с детскими садами дважды обсуждалась на высшем уровне. 31 мая Дмитрий Медведев говорил о проблеме дошкольного воспитания с министром образования Андреем Фурсенко. Президентом были подписаны два распоряжения для исправления ситуации и ликвидации очередей в детские сады. А 10 июня президент России провел встречу с Генеральным прокурором Юрием Чайкой. Медведев назвал недопустимой практику передачи помещений детских садов под нецелевое использование и поручил Генпрокурору лично проверить юридическую чистоту передачи детсадов в частные руки.

В столице Среднего Урала Екатеринбурге "последняя очередь" достигла астрономической цифры — 25000 человек! В начале 1995 года в городе насчитывалось 469 ДОУ на 57 тысяч мест. К 2006 году их осталось 248 — на 31,3 тысяч детей. Легко подсчитать, что в городе перестал существовать 221 детский садик, и количество мест сократилось на 23,7 тысячи. Неофициальные источники утверждают, что половина закрывшихся помещений была перепрофилирована, а остальные проданы различным коммерческим структурам. В прошлом году районные прокуратуры Екатеринбурга внесли представления трем главам районных администраций, которые необоснованно отказали десяткам родителей, желающим устроить своих детей в муниципальные сады.

Фото: AP

Давятся за места в детсадах в Ростове-на-Дону. Простоявшие в очереди по два года родители должны, как во времена тотального дефицита, отмечаться на перекличках — иначе вычеркнут из списков. В Нижнем Новгороде чиновники от образования прямо заявляют мамам и папам: "В очередь не вставайте, мест не будет". Нижегородцы вынуждены покупать путевки в садики — а попросту, давать взятки в размере от тридцати до ста тысяч рублей.

Читайте также: Родители... на час

Объекты социального назначения ушли в собственность предпринимателей и в Саратове. Там по факту "реквизиции" одного из садиков было даже возбуждено уголовное дело. Правда, пока оно "висит", но, может быть, после прямого указания президента производство вновь оживится.

Прирост рождаемости в России с 2000 года составляет по четыре-пять процентов в год. Но 43 000 функционирующих детских садов вмещают пять с небольшим миллионов детей. А всего в стране детей в возрасте от одного года до семи лет — около восьми миллионов. Значит, как минимум три миллиона дошколят в России в детсадовские двери в этом году не втиснутся. Но даже если здание не продано коммерсантам, это еще не значит, что его используют по назначению. Пустующий и разваливающийся садик с растащенным имуществом — картина в городах обычная. Разумеется, большинство префектур в курсе такого положения дел.

От детских учреждений как от неприбыльных активов в 90-х предприятия избавлялись без раздумий о будущем. Садики различных ведомств и предприятий некогда составляли половину дошкольных учреждений. Москва за десять лет потеряла полторы тысячи ведомственных детсадов.

Цены в частных садах столицы колеблются от 30 до 60 тысяч рублей в месяц. Принятая несколько лет назад федеральная программа передачи ведомственных детских садов муниципалитетам работает через пень-колоду.

Когда же в России исчезнет, наконец, эта последняя — и позорная — очередь.

Самые интересные новости читайте на главной странице

Автор Арина Преображенская
Арина Преображенская — журналист, внештатный корреспондент Правды.Ру
Обсудить