Новые атомные мифы

Случилось мне бывать в Баргузинском заповеднике на Байкале. Когда-то слава о нем гремела по всему свету, мол, возрожден здесь знаменитый соболь, бережно хранятся животные и растения, занесенные в Красную книгу, ученые самых разных специальностей ведут тут зимой и летом исследовательскую работу…

200599.jpegК сожалению, это одна из очередных легенд о возрождении нашей науки. В реальности же висит под выцветшей табличкой "Научный отдел" большой амбарный замок, дома заколочены, нет здесь ни света, ни телефона, да и жителей осталось менее десяти человек.

Правда, пару раз в год приезжают чиновники из далекого города, вскрывают архивы заповедника и забирают с собой "Отчеты" о проводимых здесь четверть века назад исследованиях. Потом эти "Отчеты" всплывают в разных международных Фондах как результаты новых исследований, проводимых по их грантам. Лукавство в нынешней научной среде, к сожалению, распространяется как злокачественная опухоль — стремительно и неукротимо.

Так всегда бывает, когда наука затухает, а на смену ей приходят "менеджеры" — люди чаще всего необразованные, но амбициозные. У Вольтера есть прекрасная фраза, отражающая то, что происходит у нас сейчас. Звучит она так: "Сколько нелепостей говорится людьми только из желания сказать что-нибудь новое". Особенно ярко это проявляется в двух областях, которыми мы по привычке гордимся — космонавтике и атомной энергетике.

В исследованиях космического пространства нынче мы отстаем уже не только от Америки и Европы, но и Китая, Индии и Японии. Достаточно сказать, что научных спутников мы не выводим на орбиты давно, а всю информацию из космоса получаем с зарубежных аппаратов. Почему так происходит, разговор особый.

К сожалению, подобная ситуация сложилась и в атомной энергетике. Всевозможные обещания, радужные прогнозы сыплются на нас как из рога изобилия. Стоит президенту или премьеру отправиться куда-нибудь с визитом, и мы тут же слышим о предложениях построить в этой стране АЭС. Монголия, Китай, Индия, Египет, страны Ближнего Востока, Нигерия и многие другие слышали выступления руководителей атомного ведомства России о том, что мы готовы построить там стационарные атомные станции, а ряду стран, которые омываются морями и океанами, мы готовы продать (дешево!) плавучие АЭС.

Посулы "атомного изобилия" звучат не только для внешнего, но внутреннего потребления. Оказывается, в России будут вводиться в эксплуатацию по два энергоблока ежегодно, что позволит уже к 2020 году резко снизить зависимость нашей энергетики от углеводородов. Экономия угля, нефти и газа внутри страны даст возможность увеличить их экспорт. Кстати, интенсивное строительство магистралей для транспортировки углеводородов на Запад подтверждает эту стратегию.

В столь радужной картине, к сожалению, изъянов гораздо больше, чем реальности. Для строительства каждого энергоблока требуются не только огромные финансовые затраты, но и соответствующий уровень промышленности в целом. Однако у нас уже практически нет собственного машиностроения, электроники, специальной металлургии и ряда других отраслей, без которых возведение атомных блоков — стационарных или плавучих — просто невозможно! Да и кадров соответствующих тоже нет, уровень подготовки специалистов для атомной энергетики снизился значительно.

Вот почему Агентство по атомной энергии постоянно "корректирует" собственные планы, отодвигая осуществление своих проектов подальше в будущее. Однако Агентству это немешает требовать новых средств. Недавно в правительство был представлен новый план развития атомной энергетики, в котором теперь центр тяжести перенесен на "быстрые реакторы". План был принят, более того — только эта программа получила государственное финансирование.

Однако то, что подается как новое, на самом деле "новое с бородой". В прямом и переносном смысле этого слова. Цитирую:

"Исторически сложилось так, что тепловые реакторы существенно опередили более сложные быстрые реакторы по освоенности. Требуется решение многих научно-технических вопросов и накопление опыта эксплуатации головных образцов прежде, чем будут созданы и освоены мощные, высокоэкономичные и надежные энергетические быстрые реакторы. Как известно, эти реакторы особенно эффективны при плутониевой нагрузке, и потому они могут хорошо сочетаться с тепловыми реакторами…

Вслед за небольшими экспериментальными реакторами на быстрых нейтронах в Мелекессе был построен реактор БОР-60, вышедший на электрическую мощность в 1970 г. Заканчивается строительство АЭС с реактором БН-350 в г. Шевченко, совмещенной с опреснительной установкой. Начато строительство третьей очереди Белоярской АЭС с реактором БН-600. Эксплуатация этих реакторов даст возможность получить необходимый опыт, отработать во всех деталях топливный цикл…

Возможно предполагать, что при успешном решении проблемы быстрых реакторов, начиная с 1985 г., во всей европейской части СССР развитие электроэнергетики будет происходить преимущественно за счет строительства АЭС с реакторами на быстрых нейтронах".

Это фрагменты доклада, произнесенного сорок лет назад на Международной конференции ООН по использованию атомной энергии. Его авторы — великие ученые ХХ века А. Александров, Н. Доллежаль, А. Петросьянц и А. Лейпунский.

200600.jpegК сожалению, не удалось создать в стране мощную атомную энергетику,в которой АЭС на быстрых нейтронах заняли бы достойное место. Причин тому много. Однажды я присутствовал на заседании правительственной комиссии на Белоярской АЭС, где обсуждалась судьба новых реакторов. Было ясно, что "массового" строительства их не может быть, так как каждый такой реактор требуют особого отношения и во время его возведения, и при эксплуатации. Об этом свидетельствовал и опыт работы БН-600 и БН-350. Эти реакторы отработали положенный срок, а потом были выведены из эксплуатации.

Безусловно, опыт важен. Не случайно японцы закупили у нас всю документацию по эксплуатации быстрых реакторов. Но строить "массово" новые АЭС не торопятся: слишком много не решенных пока проблем, и в первую очередь, с использованием плутония. Аналогичная ситуация и в других странах, в том числе в США. Не надо думать, что мы занимаем лидирующие позиции по "быстрым реакторам" — так было в прошлом, несколько десятилетий назад, но не сейчас.

Ну, а посулы? Их может быть много. Атомная наука и техника в СССР отличалась оригинальными идеями и проектами, часть из них не реализована. Причем многие были остановлены варварски, неразумно. К примеру, строительство атомных станций теплоснабжения в Нижнем Новгороде, Воронеже и других городах. Сначала АТС заморозили, а потом и ликвидировали.

Не удивлюсь, если завтра появится "новая идея": строительство АТС в городах-миллионниках. Пожалуй, только с помощью атомных станций теплоснабжения можно решить современные проблемы жилищно-коммунального комплекса. От атомщиков я слышал это не раз…

Автор Владимир Губарев
Владимир Губарев — русский и советский писатель-фантаст, драматург, журналист
Обсудить