Экономическая война с Турцией неизбежна

 

Вероломное поведение Анкары в Сирии, закончившееся гибелью российских летчика и морского пехотинца, повлечет за собой экономические санкции в отношении Турции. Если этого не предпринять (а военного ответа, как было заявлено, не будет), то можно считать, что Анкара выйдет из ситуации безнаказанной. Поэтому надо принимать новую реальность, которая скажется и на россиянах.

Каких сфер коснутся санкции

Часть санкционных мер уже предпринята, прекращены контакты с Турцией по военной линии. А ведь Россия поставляла туда противотанковые ракетные комплексы "Корнет-Э", вертолеты "Ми-17", бронетранспортеры. Остановлен турпоток в Турцию, который приносил в турецкую казну немалые валютные поступления (около 3,5 миллиардов долларов в год).

Таможня фактически перестала пропускать турецкие товары. В ближайшие дни, возможно, будет объявлено эмбарго на поставку турецкого продовольствия. В перспективе возможно замораживание активов друг друга и строительных контрактов.

К примеру, "Газпром" собирается оценить целесообразность реализации "Турецкого потока". Здесь ничего катастрофического нет, проект еще не начат. Это же самое касается строительства силами "Росатомома" АЭС "Аккую". Кроме того, эти проекты больше выгодны туркам, чем нам, поскольку Россия — инвестор.

Однако санкции и, возможно, контрсанкции скорее всего коснутся лишь государственных компаний: как правило, частный бизнес в санкционных войнах стараются не трогать, особенно тот, который уже работает и приносит в казну налоги. Поэтому, например, российским компаниям "Яндекс", "Лукойл", "ИнтерРАО" ЕЭС, "ГАЗ" Олега Дерипаски и турецким компаниям Martur, Nobel Automotive, Pilot, Persa не стоит пока особенно тревожиться.

Не стоит ждать и "перекрытия вентиля" природного газа в Турцию (60 процентов потребностей). Пока есть контракты с "Газпромом" — они будут действовать, иначе Россия испортит себе репутацию надежного поставщика газа.

Санкции тяжело скажутся на экономике Турции, но и российская пострадает

Россиян интересует, прежде всего, возможное эмбарго на импорт турецкого продовольствия. Министр сельского хозяйства Александр Ткачев был вчера оптимистичен. "На долю турецких овощей приходится 20 процентов от общего объема поставок овощей в Россию. Импорт овощей мы заместим из Ирана, Марокко, Израиля, Азербайджана, Узбекистана", — сказал министр. По цитрусовым, импорт которых составляет четверть от общего объема, министр планирует привлечь поставщиков из ЮАР, Марокко, Китая, Аргентины, Израиля, Абхазии, Грузии.

Выясняется, со слов Ткачева, за 10 месяцев 2015 года Турция ввезла в Россию продовольствия на 1 млрд долларов, что на 20 процентов меньше, чем годом ранее. Вывод: вероятно, уже была подготовка к переориентации на других импортеров, так как специалисты докладывали руководству, что спецоперация России в Сирии может закончиться прямым столкновением с Турцией.

Все было было ничего, если бы не предыдущий опыт преодоления санкций Запада в связи с событиями на Украине. Поиск новых поставщиков продуктов питания привел к резкому повышению цен на продовольствие. И в этом случае роста не избежать. Причем не только из-за внутренних факторов и логистики, но и из-за повышения закупочных цен на волне наших трудностей.

Ситуация складывается очень непростая. По итогам года инфляция на продовольственном рынке составит 30 процентов. По расходам домашних хозяйств траты на продукты питания приближаются к 50 процентам. На языке экономистов это называется стремительный переход из бедности в нищету. Понятно, что население готово терпеть, но какие меры можно принять по стабилизации рынка? Заморозить цены? Вернуть валютный коридор?

Санкции - не наш метод, но ввести их придется

"Можно найти других импортеров, но надо развивать собственное производство, а не искать чужие хлеба, тем более с такой политикой, когда мы готовы перессориться со всем миром, — сказал Правде.Ру Николай Арефьев, депутат Госдумы от КПРФ, зампредседателя думского комитета по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству. Депутат считает, что надо вводить госрегулирование цен на продукты, если рост составляет 30 и более процентов. 

"Заморозить цены — это чисто популистский ход. Коммерсанты должны иметь прибыль, иначе сама логика существования бизнеса пропадает, — сказал Правде.Ру Андрей Голубчик, профессор кафедры технологии внешнеторговых сделок Всероссийской академии внешней торговли. - Ну, потрясем мы красным знаменем, скажем, что капиталисты все сволочи, что они наживаются на бедных русских людях и так далее. Но мы это все уже проходили.

Увы, это не работает. Вернее, это работает на имя конкретного политика, не более чем. Мы добьем малый бизнес, а вернемся лет на 30 назад в магазины с пустыми полками". По мнению эксперта, любые ограничительные меры пользы не принесут, в том числе отмена свободно конвертируемого рубля.

"Санкции — это не наш метод, но и не мы их первыми вводили", — заметил Андрей Голубчик. Санкции сначала были введены против нас, и пошел абсолютно ожидаемый контрудар. Таковы правила игры. Потому что если не ответить, о тебя будут дальше вытирать ноги. А этого допустить невозможно.

Это как раз та ситуация, к сожалению, где политика очень плотно пересекается с экономикой.

"Это объективная реальность, данная нам в ощущениях. Она такая, какая она есть, другой не будет, нравится нам это с вами или не нравится. Вот и все", — завершил эксперт.

Автор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить