Трагедия в Белгороде: кого считать виновным?

Белгород: равнодушие зевак удивило полицию

Белгородские полицейские возмущены циничностью земляков. Когда Сергей Помазун расстрелял людей на улице, некоторые очевидцы снимали последствия бойни на мобильные телефоны, не позвонив в полицию и не вызвав скорою помощь. Проанализировав трагедию, полицейские поделились выводами: почему могла произойти эта трагедия и кто в ней косвенно виновен.

Белгородская полиция после окончания спецоперации по задержанию Сергея Помазуна переключила свое внимание на простых горожан, которые оказались тогда неподалеку от места трагедии. Руководитель УМВД по Белгородской области Виктор Пестерев сообщил, что многие из очевидцев, вместо того, чтобы позвонить в полицию и "скорую" начали снимать последствия бойни на камеры своих мобильных телефонов. Такое заявление Пестеров сделал на встрече с журналистами в главке белгородской полиции. Перед началом беседы полицейские почтили память погибших минутой молчания.

"Первый сигнал с места происшествия поступил по линии вневедомственной охраны, так как в магазине сработала сигнализация, — рассказал глава белгородской полиции. — Второй сигнал поступил через три минуты. Сообщались приметы преступника и данные о марке автомобиля, на котором он скрылся. Сожаление вызывает тот факт, что многие из очевидцев снимали все происходящее на свои средства видеофиксации и только".

Читайте также: Белгородский стрелок: "С меня хватит!"

Полицейские говорят, что произошедшей бойни можно было избежать. Одна из причин того, что Помазун оказался вне поля зрения правоохранительных органов — слабое законодательство в части исполнения административного надзора. Белгородский стрелок в последний раз освободился из колонии в конце 2012 года. Надзор за осужденными, в первое время, когда они находятся на воле, должны осуществлять соответствующие органы. В частности, бывшему заключенному, который был ранее приговорен к сроку по "тяжкой" статье, запрещается находиться вне дома с 22.00 до 05.00, посещать увеселительные заведения, выезжать за пределы региона без разрешения полиции, а также несколько раз в месяц отмечаться в органах внутренних дел.

"Помазун не был уличен в том, что он нарушил эти правила, — говорит начальник белгородского УМВЛ Виктор Пестерев. — Однако произошедшее наталкивает нас на мысль о изменении взаимодействия полиции и органов ФСИН. Считаю, что необходимо индивидуально подходить к тем, кто освобождается из мест лишения свободы, где находился по обвинению в совершении "тяжких" преступлений. Может быть, ФСИН стоит составлять индивидуальный профилактический план в отношении таких граждан. Мы готовы внести предложения и уже прорабатываем возможность внесения изменений в закон об административном надзоре". По мнению Пестерева, также необходимо снабдить подконтрольных граждан электронными устройствами, которые будут фиксировать местонахождение поднадзорного лица.

Как и в случае с московским юристом Дмитрием Виноградовым, который устроил бойню в офисе аптечной компании, после трагедии в Белгороде полиция снова заговорила о необходимости ужесточения закона об оружии. "Проблема состоит еще и в том, что стоимость гладкоствольного охотничьего и нарезного оружия зачастую одна и та же, — уточнил Пестерев. — Это связано с налогами, другими законами. И вот в этой части мы тоже подготовим ряд законодательных инициатив".

Читайте также: Любая стрельба доведет до ручки

В любом случае, если такие поправки будут внесены или, тем более приняты, стоит отметить их важность и необходимость, хотя слишком много трагедий уже произошло, а законодательство никак не изменилось. Полиция Белгорода, о каких бы инициативах она не говорила и как бы не хвалилась своей оперативностью, все же попала под удар. Отец Сергея Помазуна, уже после "белгородской бойни" рассказал о том, что его сын, освободившись из тюрьмы, вел себя неадекватно. По словам родителя, Помазун-младший мог часами сидеть у телевизора, употребляя только безалкогольные напитки, а мог и нападать на своих родителей с ножом. Старший Помазун говорил, что он неоднократно обращался в полицию считая, что его сын может быть опасен. Однако правоохранители лишь посоветовали "попить успокоительного, чтобы не быть таким нервным". Глава белгородского УМВД категорически отрицает то, что родственники "белгородского стрелка" обращались в полицию с заявлением об угрозе своей жизни.

"Я поручил провести проверку обращений по линии 02, — сообщил глава белгородской полиции. — Могу с уверенностью сказать, что родственники Помазуна не обращались с заявлениями о его противоправных действиях. Были обращения к участковому, но не по поводу угроз или нападений с холодным оружием. Они просили провести с ним профилактическую беседу, так как он вел себя неадекватно одно время: перестал есть и пил только воду. Согласно закону "О полиции" в полномочия МВД не входит оказание социальной или медицинской помощи. Им надо было вести сына к врачу".

По мнению главы УМВД, родители обратились к участковому ради того, чтобы тот помог их сыну поесть. В этом случае, вызывают сомнения либо адекватность родителей, либо достоверность информации, которую Пестереву передали его подчиненные. Однако слова о том, что родственники Помазуна не обращались в полицию по линии "02", представляются вполне достоверными. Обращения "по линии" — это телефонный звонок, который фиксируется дежурным и при этом осуществляется аудиозапись всего разговора. Помазун старший никогда не утверждал, что он именно звонил в полицию. Мужчина говорил о том, что ходил в первый отдел МВД по району Южный города Белгорода, где ему и отказали в помощи. Естественно, что такое обращение не было зафиксировано по линии "02" и возникают сильные сомнения, что визит Помазуна-старшего был зафиксирован дежурным в райотделе.

Если подытожить слова главного белгородского полицейского, то можно сделать определенные выводы:

Кто виноват?

Точно не полиция. Полиция прибыла быстро, действовала слаженно.

Почему Помазуна жестко не контролировали и не отвечали на просьбы родственников оказать содействие?

Контролировать осужденного не в полномочиях полиции, также не в полномочиях вести задушевные беседы, а "отсутствием аппетита или странным поведением" должны заниматься врачи.

Почему в доме, где жил неадекватный человек хранилось оружие его отца и никто не озаботился этим фактом?

Закон не запрещает хранить зарегистрированное оружие, если оно хранится по всем правилам. А наличие в доме рецидивиста никак не влияет на это разрешение.

Говорить о том, кто виноват и что делать можно бесконечно. К сожалению, становится понятно, что произошедшее в Белгороде спровоцировало очередной "межведомственный турнир по волейболу". Мячик с надписью "Кто не уследил?" будет еще долго метаться над сеткой, но так и не упадет на чье-то поле.

Читайте самое актуальное в рубрике "Происшествия"

Автор Антон Фролов
Антон Фролов— журналист, корреспондент, видеоведущий Правды.Ру
Куратор Александр Михайлов
Александр Михайлов — журналист, внештатный корреспондент Правды.Ру
Обсудить