С новым 7519 годом!

14 сентября по новому стилю Православная Церковь отмечает новолетие, или начало нового богослужебного года. Согласно принятому в Византии и допетровской Руси летоисчислению, начинается 7519 год от сотворения мира. Как возникло и попало на Русь это летоисчисление? Как рассчитали дату сотворения мира? Как праздновали сентябрьский новый год в старину?

19 декабря 1699 года царь Петр I подписал указ "О писании впредь генваря с 1 числа 1700 года во всех бумагах лета от Рождества Христова, а не от сотворения мира". Так Россия перешла на принятое в Европе счисление лет, хотя до 1918 года между российским юлианским и европейским григорианским календарем оставалась постоянно увеличивающаяся разница, сейчас составляющая 13 дней — потому и сейчас в январе мы, помимо официального, празднуем и "старый новый год". Но наши предки, жившие до Петра, праздновали новый год 1-го сентября (но новому стилю — 14-го), причем начало летосчисления относилось на 5509 год до нашей эры. Этот календарь, вместе со старым стилем, до сих пор признается Православной Церковью — именно в сентябре начинается годовой цикл богослужений

Летоисчисление от сотворения мира пришло на Русь из Византии вместе с православием. Причем как на Руси, так и в Византии началом года в разное время считались 1 марта и 1 сентября, из-за чего современные историки часто сталкиваются с путаницей в летописных датах.

Год сотворения мира, 5509 до нашей эры, был рассчитан константинопольскими толкователями Священного Писания в 353 году по приказу императора Констанция. Наряду с этой эрой существовали и другие — римские, александрийские, еврейские и многие другие, в которых дата сотворения мира отличалась от константинопольской на сотни, а то и тысячи лет. Дело в том, что Библия не содержит точных датировок, и рассчитать время жизни Адама можно либо по генеалогиям, либо по пророчествам. Но в генеалогиях слово "сын" может означать и отдаленного потомка, а пророчества могут толковаться разными способами. К тому же, в те времена и не столь отдаленные события датировались неоднозначно. К примеру, общепринятую сейчас дату Рождества Христова рассчитал монах Дионисий только в 525 году, причем большинство современных ученых считают, что он ошибся на 4 или 5 лет. Что уж говорить о в буквальном смысле доисторических временах!

Православное летоисчисление часто является объектом насмешек атеистов: "Батюшка, а почему учитель в старшем классе говорит, что Земля миллион лет стоит, а не как в Законе Божьем — пять тысяч?" (Николай Островский, "Как закалялась сталь"). Но, по мнению византийцев, в 5509 году до н. э. произошло не начало, но завершение творения мира. То есть, в этом году был создан Адам и началась человеческая история. Дочеловеческую историю, шесть дней творения, это летоисчисление не рассматривает — ведь "для Бога один день как тысяча лет и тысяча лет как один день".

Византийцы относили на VI тысячелетие до нашей эры начало истории человечества, что не так уж и сильно расходится с современными представлениями. Археологи датируют наиболее ранние раскопки первых цивилизаций, первые города, про которые можно сказать, что они были построены людьми в современном понимании этого слова, а не пещерными троглодитами, VII-IX тысячелетиями до н. э. Так что если византийцы и ошибались с возрастом человеческой цивилизации, то в пределах допустимой для их времени погрешности, а вовсе не на порядки.

Впрочем, в средневековой Византии, да и на Руси, в повседневной жизни летоисчисление от сотворения мира практически не использовалось. Византийцы, а за ними и русские, считали годы либо от начала правления очередного императора или князя, либо по индиктам — 15-летним периодам, начинавшимся также 1 сентября.

Так, наступающий год они бы назвали 3-м годом правления Дмитрия Медведева или 4-м индиктом (начало цикла индиктов — это кратные пятнадцати годы от сотворения мира). Год же от сотворения мира добавлялся к этой датировке только в летописях или официальных документах, и то отнюдь не всегда — в повседневной жизни номер года в 15-летнем цикле обычно не требовал уточнения, так же, как мы часто говорим "10-й год", не уточняя, что он 2010-й.

Почему же первым днем года в счете как от сотворения мира, так и по индиктам, было принято 1 сентября? По одной из основных версий, эту дату ввел первый христианский император, святой равноапостольный Константин Великий в 312 году, в противовес летосчислению языческого Рима, в котором новый год праздновался 1 марта (в память об основании Рима Ромулом и Ремом). По указу Константина 1 сентября, с окончанием основных полевых работ, проводилась оценка имений, определялись размеры налогов. Именно тогда был введен цикл пятнадцатилеток-индиктов, изначально носивший прикладной экономический характер.

Впрочем, традиция праздновать новый год 1 марта также сохранялась в Византии до Х, а на Руси — даже до XV века.

В день сентябрьского новолетия Церковь вспоминает следующий евангельский эпизод. Христос, вернувшись в Назарет из пустыни, где Его искушал дьявол, прочел перед собравшимися в синагоге пророчество из книги Исайи:

"Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедовать лето Господне благоприятное".

Это было начало проповеди Христа перед народом, потому и проводится аналогия между "летом Господним благоприятным" и наступлением очередного нового года.

В Византии и допетровской Руси существовал особый церковный чин "летопроизводства". В городах проходил торжественный крестный ход на центральную площадь, возглавлявший шествие епископ освящал воду, поздравлял и благословлял народ. В Москве XV-XVII века на этот праздник собиралось на Ивановской площади до 30 тысяч человек, к которым выходили с поздравлениями царь и патриарх. В 1598 году в день новолетия венчался на царство Борис Годунов.

После окончания праздничной службы на Руси было принято посвящать дань начала "лета благоприятного" делам милосердия. Беднякам и нищим щедро подавали милостыню, отдавали старую одежду и обувь. Бояре и богатые купцы устраивали сытные обеды для малоимущих, наделяли народ гостинцами и подарками, посещали заключенных в темницах.

Читайте самое интересное в рубрике "Религия"

Михаил Гуманов

Темы
Комментарии
Комментарии

Для российских "критиков режима" гораздо важнее подавать ситуацию вокруг российской олимпийской сборной именно как политическую. Ну, то есть, еще одно подтверждение "давления Запада", которое только "нарастает". Что противоречит заявлениям западных чиновников и журналистов - мол, мы исключительно за чистоту спорта. А политическую карту как раз Кремль разыгрывает, внимание отвлекает.

Олимпиада и "крах режима": Каспаров выдал тайну Запада
Комментарии
Valery Ivanov Мечтая о "московском Майдане": В Киеве назвали своих фаворитов в России
Yury Yurev Елена Исинбаева призвала максимально жестко наказать информатора WADA Степанову
Yury Yurev Елена Исинбаева призвала максимально жестко наказать информатора WADA Степанову
Игорь Фомушкин ЕС: Экспорт "демократии", импорт террористов
Igor R ФРС США оставила без изменений базовую процентную ставку
Игорь Фомушкин Олимпиада и "крах режима": Каспаров выдал тайну Запада
Игорь Фомушкин Олимпиада и "крах режима": Каспаров выдал тайну Запада
strateg s Меркурий оказался вывернутым наизнанку
strateg s Россия и Турция — брак по расчету?
Юрий Котов(vkontakte) Москва напомнила Киеву о финансовых обязательствах по долгу в 3 млрд долларов