Целый год мы потребляли, как могли

ВЦИОМ узнал, на что тратили деньги россияне в минувшем году. Структура потребительских расходов позволяет предположить, что в 2010 году жители России ощутили почву под ногами, тратили деньги свободнее. Но рост объема банковских вкладов говорит о том, что россияне по возможности старались создать индивидуальную финансовую подушку безопасности.

На протяжении последних лет ремонт в квартире остается наиболее распространенным вложением: в 2010 году его сделали 13% россиян. Второе место традиционно занимает мобильный телефон, который купил почти каждый десятый респондент (9%), причем этот показатель остается стабильным в течение 2008-2010 годов. На третьем месте — приобретение образовательных услуг (7%), говорится в обзоре ВЦИОМ.

Наиболее распространенные покупки в 2010 году — туристическая путевка (6%), компьютер, цветной телевизор, предметы роскоши, автомобиль (по 5%), видео- и фототехника, стиральная машина, мебель (по 4%). Еще 3% приобрели абонементы в фитнес-клубы, аудио, видео- и DVD-технику, электрическую (газовую) плиту или посудомоечные машину, а 2% потратили деньги на домашний кинотеатр и полисы добровольного медицинского страхования.

К рынку недвижимости соотечественники явно охладели. Квартиры, дома, гаражи, дачи, участки стали наименее популярными вложениями, на эти активы потратился всего 1%. К примеру, такая же доля опрошенных купила акции и спортивные тренажеры (по 1%). Доли в строящихся домах и паи в инвестиционных фондах в качестве инвестиций избрали менее 1% респондентов.

По сравнению с предыдущим годом значительных перемен в потребительских итогах не произошло. Чуть больше стало тех, кто потратился на покупку туристической путевки (с 4 до 6%), автомобиля (с 3 до 5%), абонемента в фитнес-клуб (с 1 до 3%), констатируют аналитики ВЦИОМ.

При этом россияне активно использовали такие способы сохранения денег, как банковские депозиты. По данным Банка России, в 2010 году объем банковских вкладов граждан вырос более чем на 1,5 трлн рублей и составил 9 трлн рублей.

Однако траты такого рода, равно как и такие антиифляционные инструменты, как банковские депозиты, к сожалению, доступны не всем жителям страны. Речь идет только о так называемом и достаточно виртуальном среднем классе, который, судя по отчетности, почувствовал стабильность.

Читайте также: "Россияне к концу года стали пессимистами"

Фото: AP

Например, зафиксированное увеличение трат по такой категории, как туризм, практически целиком заслуга Москвы: у столичных жителей расходы на турпоездки за минувший год выросли сразу в четыре раза. А вот в сфере ежедневных трат россиян ситуация выглядит удручающе.

По данным холдинга "Ромир", расходы россиян на покупку продуктов питания и товаров повседневного спроса в декабре 2010 года увеличились на 18% по сравнению с аналогичным периодом 2009 года. "И даже с учетом инфляции можно говорить о росте реальных расходов потребителей на повседневные покупки", — полагают эксперты "Ромир".

Таким образом, можно говорить о восстановлении "потребительской уверенности" россиян, констатируют аналитики. Однако стоит помнить о том, что предновогодний месяц традиционно искажает картину повседневного потребления: люди готовятся к праздникам, проходят корпоративы и т. д. Поэтому более показательным является такой формальный показатель, как средний чек покупателя и его сравнительное сопоставление.

По данным все того же ВЦИОМ, средний "новогодний" чек увеличился в 2010 году на 5%. Специалисты центра подбили траты на подарки, новогодний стол, а также расходы на рестораны, театры и "елки". В среднем по России на эти цели работающие граждане расходовали 6,2 тысячи рублей, а в Москве — 9,6 тысячи рублей.

Но при этом рост расходов в декабре 2010 года оказался меньше, чем в 2009 году, когда средний чек вырос на 11%. В благополучные 2006 и 2007 годы траты по условному "новогоднему" чеку возрастали на четверть. В 2010 году условный новогодний средний чек вырос всего на 5%.

Инфляция в 2010 году, по данным Росстата, составила, напомним, 8,8%, а рост цен на продовольствие — почти 23%. При этом наиболее часто граждане на Новый год дарили как раз продовольствие — конфеты, алкоголь, а также сувениры, говорит в комментарии РИА "Новости" директор ВЦИОМ по коммуникациям Ольга Каменчук. Получается, что наиболее часто преподносимые подарки подорожали на четверть, а расходы дарителей выросли всего на 5%. Это свидетельствует о желании экономить или о невозможности тратить большие суммы.

Самое интересное в рубрике "Экономика"

Автор Анастасия Ромашева
Анастасия Ромашева — журналист, сценарист, бывший корреспондент новостной службы Правды.Ру
Обсудить