Спецпредставитель президента РФ Маргелов должен посетить Триполи, чтобы убедить Каддафи уйти

Что дадут России ливийские мятежники?

Специальный представитель президента РФ по Африке Михаил Маргелов должен в ближайшие дни посетить Триполи. Цель поездки - провести переговоры с ливийским руководством. Известно, что МИД России согласует детали этой поездки. Сам Маргелов заявлял о готовности встретиться с Муаммаром Каддафи, председателем ливийского правительства и членами его кабинета.

Ранее в прессу попали сведения о том, что смысл подобных встреч - заставить лидера Джамахирии оставить руководство страной. Но есть ли смысл в подобной поездке? Ведь ранее ливийские власти объявляли о том, что они не будут вести переговоры с теми, кто желает ухода Каддафи.

Так, представитель правительства Муса Ибрагим дал исчерпывающий ответ: "Только ливийский народ имеет право определить судьбу Каддафи". При таком раскладе сомнительная миссия Михаила Маргелова рискует не просто провалом. Ведь что бы он не предложил Полковнику, это в любом случае капитуляция. Какими бы не были почетными ее условия.

Итак, что же он ему намерен предложить? "Я готов напомнить Каддафи примеры из новейшей арабской истории, когда отрешенные от должности бывшие руководители стран, такие как герой Советского Союза Ахмед Бен Белла, в прошлом лидер Алжира, суданский правитель Джафар Нимейри, будучи устраненными в ходе военного переворота совершенно спокойно, как частные лица, жили в своих странах, никто их не трогал...

"Главная международная гарантия для Каддафи - его здравый смысл и понимание календаря - до оглашения вердикта международного уголовного суда в Гааге в отношении Каддафи и членов его семьи осталось две недели, за это время можно что-то успеть сделать", - считает Михаил Маргелов.

Для чего вообще нашей стране потребовалось ввязываться во все это грязное дело? Допустим, что наше невнятное голосование с Совбезе ООН, давшее зеленый свет бомбардировкам Ливии, было непреднамеренным. И что мало кто ожидал того, что НАТО использует это по своему усмотрению, как нас кое-кто пытается заверить.

Разумеется, подобные доводы являются детским лепетом. Но теперь, после того, как мы взяли на себя сомнительную роль глашатая НАТО, все ризы спали. По сути, Михаил Маргелов намерен содействовать успеху альянса в уходе лидера, с которым Россию связывали многочисленные контракты в военной, нефтегазовой и железнодорожной сфере. Не случайно, что США намерены оказать весьма трогательное содействие в предоставлении безопасного транспортного коридора для его поездки. Об этом сообщали информагентства после встречи 10 июня Маргелова с американским послом в Москве Джоном Байерли.

С теми, кто участвует в агрессии против Ливии, все ясно и понятно. Операция по устранению Каддафи была рассчитана максимум на 90 дней. Менее чем через неделю этот лимит будет исчерпан.

В результате альянс имеет перспективу затяжной дорогостоящей войны, к чему он явно не был готов. Все попытки непосредственного устранения Каддафи провалились. Впрочем, даже если бы заказное убийство Полковника и состоялось, сопротивление ливийского народа иностранной агрессии на этом бы не прекратилось.

Поэтому попытка уговорить Каддафи уйти является той самой соломинкой, за которую цепляется Запад. Сами его представители, сделать это не в состоянии. Полковник не намерен разговаривать с господами-демократами, запятнавшими себя кровью его детей и внуков.

Значит, надо найти того, кто является для Полковника влиятельной силой. В сложившихся условиях это Россия, чье влияние на арабский мир до сих пор определяется богатым советским наследием.

Можно долго рассуждать на тему того, осуществима ли миссия Михаила Маргелова. Дело в другом. Автоматически возникает вопрос: что мы получаем взамен? Рассчитывать на благодарность со стороны НАТО было бы глупо с учетом того, что уже сейчас американцы не скрывают своих намерений воздвигнуть у наших границ ПРО, не забывают напоминать нам о необходимости вывода войск из Приднестровья и заметно усиливают своё военное присутствие в Польше.

Но может быть, это компенсируется тем, что взамен сложного партнера Каддафи мы получаем в Ливии настоящего союзника? Исходя из заявлений самого Маргелова и следуя логике, на эту роль предназначен Переходный Национальный Совет. Чтобы понять наши дальнейшие перспективы, достаточно перенестись на неделю назад, когда тот же Михаил Маргелов побывал в Бенгази. Речь идет о его поездке, состоявшейся 7 июня, когда он встречался "со всем руководством переходного Национального Совета".

По словам Михаила Маргелова, Переходный Национальный совет Ливии намерен соблюдать все прежде заключенные экономические контракты с российскими компаниями. По его мнению, это "позволяет делать вывод о том, что в переходном Национальном совете собрались заслуживающие уважения люди".

Впрочем, даже если не брать во внимание таких персонажей как исламист Гогха, в ПНС имеется немало других колоритных персонажей вроде перебежчика из правительства Каддафи Джалиля. Разумеется, можно долго рассуждать на тему того, может ли человек, занимавший у Каддафи должность министра юстиции, послушно выполнявший его волю и предавший его в трудный час, заслуживать уважения.

Дело в другом. Может ли в действительности опереточный Переходный совет что-то гарантировать России? Чтобы понять, кто его контролирует достаточно напомнить хронологические рамки его "признания" некоторыми странами и заодно "географию" этих самых государств. Первыми, кто в течение марта-апреля признал ПНС единственной легитимной силой в Ливии, были Франция, Катар и Италия. В последнее время к ним добавились ОАЭ и Германия. США действуют куда более осторожно. Официального признания ПНС они пока не сделали, но зато на их территории действуют и окормляются его представительства.

Соответственно, практически все торгово-денежные операции и ВТС ливийских мятежников осуществляется строго государствами Запада и союзными им монархиями Персидского залива. Ранее ливийские СМИ сообщали о том, что ПНС уже тайно договорился с западными странами предоставить их энергетическим компаниям выгодные нефтяные контракты. Роль "оператора" по вывозу ливийской нефти на Запад при этом взял на себя Катар. Фактически, с его помощью и при его посредничестве происходит военно-техническое сотрудничество ливийских "повстанцев" и Запада.

Останется ли при таком раскладе место для России? Разумеется, Москве за ее содействие в уходе Каддафи могут наобещать что угодно. И дело даже не в том, что в случае поражения Полковника члены ПНС схлестнутся в борьбе за власть, в результате чего на поверхность могут выйти такие персонажи, по сравнению с которыми людоед Бокасса будет невинным мальчишкой и которые объявят все ранее заключенные договоренности фикцией.

Но даже если представить себе ситуацию, что ПНС в нынешнем виде получает власть в Ливии, для нас это ничего не меняет. Запад не для того, устраивал агрессию против суверенной страны, чтобы положить выгодные контракты по Ливии к ногам России. Впрочем, нам много что обещали в том же Ираке. Но что же она получила после уничтожения режима Саддама Хусейна, задолжавшего нам миллиарды и миллиарды долларов? С момента его свержения прошли годы. Все это время нам сулили выгодные контракты на освоение иракской нефти. Но ситуация долгое время не могла сдвинуться с мертвой точки.

Но вот в апреле 2011 г. российским компаниям милостиво разрешили разрабатывать богатые нефтяные месторождения в Западной Курне и Бадра с прибылью...5,5 - 1,15 доллара за добытый баррель нефти. По мнению экспертов, такие контракты не смогут покрыть наши издержки от свержения Хусейна даже в отдаленной перспективе. И похоже, сейчас мы по накатанной иракской схеме готовы променять миллиарды Каддафи на дырку от бублика в виде милостыни от ПНС и их западных покровителей.

Впрочем, главное в другом: как это все повлияет на авторитет России в арабских странах, да и во всем мире?

Автор Сергей Балмасов
Сергей Балмасов — журналист, бывший корреспондент международного отдела Правды.Ру, эксперт Института Ближнего Востока *
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить