Эрдоган обогнал Путина на пути к Красному морю

Турция выходит из НАТО в Красное море

Турция почти 70 лет являлась надежным членом НАТО, но, похоже, больше не видит смысла оставаться в Альянсе. Об этом говорит безрезультатный визит госсекретаря США Рекса Тиллерсона в Анкару. Отпустят ли Турцию "просто так"? Очень сомнительно. Но Реджеп Эрдоган готовится.

Де-факто Турция уже не в НАТО

После посещения ряда стран Персидского залива госсекретарь США Рекс Тиллерсон имел в Анкаре четырехчасовую беседу с президентом Турции Реджепом Эрдоганом, но журналисты так и не дождались их совместной пресс-конференции.

Это констатация того факта, что в настоящий момент де-факто Анкара и Вашингтон в противоположных геополитических лагерях. И не только по сирийскому вопросу — а прежде всего из-за совершенной в 2016 году попытки госпереворота, которую Вашингтон поддержал и укрывает зачинщиков.

Политику США по поддержке курдов в Сирии Эрдоган считает грубым оскорблением в свой адрес. Анкара не делает различий между сирийским курдским ополчением (YPG) и Курдской рабочей партией (КРП) — запрещенной в Турции террористической организацией, которую обвиняют в подрыве целостности страны и с которой борются с 1980-х годов. Жертвами этого противостояния стали более 40 тысяч человек.

"Османская пощечина"

Отношения между номинальными союзниками по НАТО обострились после того, как Турция начала военное наступление на город Африн на севере Сирии, стремясь пресечь попытки сирийских курдов закрепиться в регионе. 14 февраля Эрдоган пригрозил США "османской пощечиной" (смертельный удар янычара ладонью), если подконтрольные им курды не освободят город Манбидж.

Министр обороны Турции Нуреттин Каникли прямо потребовал от Вашингтона исключить YPG из альянса сил вооруженной оппозиции в Сирии — так называемых Сирийских демократических сил (СДС), поддерживаемых США. Непонятно, правда, как это сделать, поскольку YPG — это основа СДС. Непонятно так же, как оставить Манбидж, если там находятся американские советники: это было бы прямой сдачей своих позиций в Сирии. Да и как быть, если кроме курдов у Вашингтона нет иной сухопутной силы на сирийской территории?

То есть все требования Турции к США невыполнимы.

Турция не выдержит санкций?

Какой ответ готовят американцы? США пока опровергают все обвинения и грозят ответными ударами, в том числе на "османскую пощечину". Об этом заявил Пол Фанк, командующий американскими войсками в Сирии и Ираке.

Тиллерсон в примирительном тоне сказал, что понимает "озабоченности Турции".

Но у США есть другой ответ. Какой, как думает читатель? Конечно, санкции. Собственно, намек уже был сделан — после того как в Нью-Йорке осудили близкого к Эрдогану банкира, который якобы помогал Ирану обойти установленные американцами ограничения. Кроме того, в прошлом году Соединенные Штаты приостановили выдачу неиммиграционных виз туркам, спровоцировав тех на ответные меры.

В загашнике у Вашингтона — санкции против банков и оборонной промышленности Турции. Об этом пишет Марк Бэнтли на сайте Ahvalnews: экономическое положение Турции характеризуется огромным дефицитом бюджета (5,6% ВВП), бегством капитала ($341 млн только в ноябре-декабре 2017 года) и долгами. Чистых валютных резервов в 32,9 млрд долларов и 116 миллиардов долларов банковских резервов недостаточно, чтобы покрыть шесть месяцев импорта (один из ключевых показателей, используемых для характеристики устойчивости экономики). Они также не дают возможности разобраться с погашением 170 млрд долларов внешнего долга в ближайшие 12 месяцев, указывает Бэнтли.

То есть стратегия в отношении Турции будет та же, что и в отношении Ирана с Россией. Иран в результате отдал часть суверенитета, Россия — нет. Посмотрим, как будет с Анкарой.

Эрдоган создаст военную базу в Судане

Между тем Эрдоган готовится к контрмерам. Помимо нового центра влияния — оси Россия-Турция-Иран — складывается другая: Турция-Судан-Катар. Пока Москва думает, принимать ли приглашение президента Судана Омара аль-Башира создать в стране военную базу, Эрдоган уже получит выход к Красному морю.

Турция подписала договор о превращении острова Суакин — порта на северо-востоке Судана — в "культурный и туристический центр страны". И получила полную административную власть над городом-островом, обретя возможность организовать там военное присутствие. Это обеспечит ей контроль над Красным морем и доступ к одному из самых оживленных транзитных путей перевалки нефти в мире (более 4,5 млн баррелей в день) — из Персидского залива в Суэцкий канал.

Присутствие Турции в Красном море является плохой новостью не только для Египта, но и для Саудовской Аравии — а значит, и для США, так как Анкара поддержала Катар в конфликте с королевством.

Да, Эрдоган вполне может выйти из НАТО. К тому же он подумывает о покупке второго комплекса ПЗРК С-400, и это не останется без внимания Вашингтона, который может ввести санкционный режим. Анкара ответит на него закрытием Суэцкого канала. Почему бы и нет, даже словесная угроза дестабилизирует нефтяные котировки.

При всем этом Эрдоган не является доверительным союзником России. Именно Турция спонсирует боевиков запрещенной в РФ террористической организации "Джебхат-ан-Нусра", которые сбили наш Су-25 над зоной деэскалации "Идлиб" и убили пилота Романа Филипова. Лучше Москве тоже не стесняться и строить в регионе альтернативные оси, если Судан и Катар еще не возражают.

Читайте статью на английской версии Pravda.Ru

Автор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Куратор Саид Гафуров
Саид Гафуров — политолог, руководитель направления "Восток", ведущий прямых эфиров Правды.Ру *