Последний "бой" Кондолизы Райс на Ближнем Востоке

В США - выборы президента, в Израиле - переходное правительство с неопределенным результатом выборов. В Палестинской автономии, глава которой, Абу-Мазен, закончит свой срок через два месяца. И на этом фоне начинается очередной раунд переговоров по урегулированию ближневосточного конфликта. Более непонятный ход придумать трудно. «Последний бой» госсекретаря Кондолизы Райс может стать самым кровавым.

Или столь велика вера США в своей непогрешимости вне всякой зависимости от кандидатуры нового президента или это последняя мина администрации Буша под «Большой Ближний Восток». Политика характеризуется выдержкой, пониманием момента и выбором тех методов, которые удобно использовать при стабильной ситуации и при участии лидеров, которые надолго остаются у власти.

В Вашингтоне, как нарочно, делают все наоборот. "Хромые утки" собираются в стаю. Складывается впечатление, что судьба руководимых ими странами их уже не интересует. Госсекретарь США Кондолиза Райс посетит с 5 по 9 ноября Израиль, Палестинскую автономию, Иорданию и Египет с целью содействия мирным переговоров между Палестиной и Израилем и достижению мира в регионе путем переговоров с руководителями этих стран и региона.

Официальный представитель Совета национальной безопасности при Белом доме Гордон Джондро сказал, что президент Джордж Буш по телефону договорился с премьер-министром переходного правительства Израиля Эхудом Ольмертом о встрече в Вашингтоне.

В ноябре прошлого года Буш провел международную конференцию по Среднему Востоку в Аннаполисе и содействовал тому, чтобы премьер Израиля Эхуд Ольмерт и председатель ПНА Махмуд Аббас дали согласие на возобновление двусторонних мирных переговоров и достижение к концу 2008 года всеобъемлющего мирного договора. Но из-за серьезных разногласий по ключевым вопросам, таким, как статус Иерусалима, граница, возвращение палестинских беженцев и еврейские поселения, до сих пор мирные переговоры не принесли существенного сдвига .

Райс встретится с главой Палестинской автономии Абу-Мазеном (Махмуд Аббас). Об этом сообщил глава палестинской делегации на переговорах с Израилем Саиб Арикат.   По словам Ариката, Райс передала официальное приглашение Абу-Мазену на заседание "ближневосточного квартета", которое состоится на следующей неделе в Египте. О том, намерена ли Райс встретится с представителями израильского руководства, сообщений нет. В Иерусалиме отмечают лишь то, что визит госсекретаря администрации Буша состоится уже после президентских выборов в США и в самый разгар предвыборной кампании в Израиле.

Напомним, что о возможности проведения международной конференции по Ближнему Востоку в ноябре нынешнего года в Шарм аш-Шейхе, Райс сообщила во время предыдущего регионального турне. Тогда планировалось, что на конференции будут подведены итоги переговоров между Израилем и ПА и оглашены достигнутые ранее договоренности. Абу-Мазен резко возражал против проведения подобной конференции, утверждая, что она станет “в лучшем случае, прощальной вечеринкой Джорджа Буша и его администрации”. Израиль также возражает против подобной конференции, утверждая, что “публичное оглашение договоренностей приведет к срыву дальнейших переговоров”.

Что касается Кондолизы Райс, трудно представить, насколько велика ненависть к этой женщине во дворцах арабских правителей! Причина тому, прежде всего, в ее стремлении навязать арабским странам демократию, что свидетельствует о полном непонимании Ближнего Востока. Отношение к Райс сегодня варьирует от открытого презрения до плохо скрытой ненависти и подозрительности. В арабских столицах не дождутся, когда она уйдет.

Ведь это она все испортила в Ираке, спутала карты Абу-Мазену, Мубараку и саудовцам. Карикатуры на Кондолизу Райс в арабских газетах чудовищны. В них гротескно подчеркнуты все ее женские черты, как знак ничтожности. Ципи Ливни, в качестве министра иностранных дел, однажды уже довела египтян до бешенства.

Когда она выступила с критикой Египта по поводу тоннелей в Рафиахе, они воскликнули: "Что она смыслит в безопасности? Ливни - министр иностранных дел, зачем она вмешивается в военные дела?" Они хотели сказать, что если бы их критиковал генерал, "свой человек", еще можно было бы понять, но "эта женщина"? На Ближнем Востоке женщина на посту премьер-министра как слабый, склонный к компромиссам и оторванный от силовых структур руководитель. Сейчас речь идет не об израильском обществе, а о том, как на это смотрят арабские соседи.

Речь идет о ЦипиЛивни, которую арабы и раньше считали слабой, оторванной от действительности и склонной скорее к поискам формулировок, нежели к силовому противостоянию. После Второй ливанской войны она воспринимается в арабских столицах как часть потерпевшей поражение израильской системы безопасности. Для них она - классический образ женщины, не воинственной, а отступающей и готовой к компромиссам любой ценой.

Это уже личная война Кондолизы Райс. Война, приватизированная нынешним государственным секретарем США, - это война между Израилем и палестинцами. Райс долгие годы словно не замечала всех мусульман , активно старавшихся привлечь внимание к бедствиям палестинского народа и к тому факту, что они представляют собой проблему мирового масштаба, а теперь вдруг согласилась со всем, что они говорили. С пылом новообращенного она пообещала положить конец конфликту еще до января 2009 года, когда настанет время уходить с поста госсекретаря.

Надо сказать, что Райс почти ничего - да что там, совсем ничего не может предложить в плане свежих идей, а значит, ее шансы состояться в качестве миротворца весьма слабы. Но ставки, как и в случае с Бушем, высоки, ведь если у нее ничего не получится, то историки запомнят ее как самого бездарного госсекретаря после Корделла Халла, которого Франклин Рузвельт игнорировал, обходил и унижал все то время, пока шла Вторая мировая война.

Райс уйдет со своего поста, не добившись вообще ничего. Чтобы воевать на нескольких фронтах одновременно нужно, чтобы действия на одном фронте были хорошо согласованы с действиями на другом фронте и вели к успеху операции в целом. Увы, ничего подобного о "войне с терроризмом" сказать нельзя. Нелогичность, успевшая стать отличительной чертой всех действий, предпринимаемых администрацией Буша, таит в угрозу За последние семь лет США растратили гигантское количество ресурсов и практически ничего не получили взамен. Образовавшийся стратегический вакуум таит в себе потенциальную выгоду.

Когда речь заходит о национальной безопасности, новой администрации и спорить не о чем, и без того всем ясно, каким вопросам надо уделить первоочередное внимание. Ключевые вопросы настоятельно требуют пристального внимания. Как нам справиться с угрозой? Каков должен быть генеральный принцип наших действий. Кто возглавит борьбу - какие организации, какие индивидуумы.

На все эти вопросы администрация Буша неизменно давала в корне неверные ответы. Начать надо с того, чтобы честно признать: 'война с терроризмом' практически прекратила свое существование. В вопросах национальной безопасности придется начинать все с нуля. Попробуйте найти некую общую идею, стоящую за всеми военными и дипломатическими действиями, предпринятыми США на «Большом Ближнем Востоке», - вас ждет разочарование.

Когда гремела Вторая мировая война, президент Франклин Делано Рузвельт обозначил в качестве системообразующих принципов такие формулы, как "Германия в первую очередь" и, позднее, "безоговорочная капитуляция". В начале "холодной войны" администрация Гарри Трумэна разработала концепцию "сдерживания", определившую политику США на десятилетия вперед. Но прошло уже семь лет с начала "войны с терроризмом", а администрация Буша до сих пор бродит где-то в сухих степях, без дорог и без компаса.

Если и был когда-то слабый намек на генеральную стратегию - неоконсерваторы в свое время выдвинули смехотворное предположение о том, что американцы своей силой "трансформируют" исламский мир, - то реальные события не оставили и следа от мысли о том, что под идеей этой имелись хоть какие-то основания.

Дело в том, что США в настоящее время ведут не одну войну, а несколько. Главная из них - это, конечно, война за бушевское наследство - ее еще называют войной в Ираке. Сам президент никогда не откажется от своих слов о том, что именно здесь пролегает 'центральный фронт' противостояния, начатого им после событий 11 сентября. Буш с немногочисленными оставшимися сторонниками предлагают нам поверить, что их новый "порыв" наконец-то сделал победу возможной и вообще реабилитировал их скверно продуманный и скверно реализованный проект.

Если президент сможет уйти с поста с заверениями, что благодаря ему стал виден свет в конце этого длинного и темного месопотамского туннеля, то, значит, он хотя бы частично оправдал свои усилия. А если после двадцатого января дела пойдут хуже, можно будет свалить вину на нового президента. Стараясь умиротворить Афганистан и подтолкнуть его в направлении движения к современности, США добились только того, что страна вновь вышла на первое место в мире по производству опиума.

Между тем в соседнем Пакистане происходит война, скрытая от постороннего взгляда. Сообщения об операциях, осуществленных американскими военными на территории Пакистана, поступают снова и снова; бомбовые удары наносятся постоянно, и известно по крайней мере об одном случае вторжения армейских подразделений в Пакистан с территории Афганистана. Белый дом не считает происходящее войной, но на самом деле это война на изнурение, в которой гибнут и террористы, и гражданское население.

Первых погибает мало, а вторых - так много, что у оставшихся появляется достаточно желания записаться в террористы и с лихвой компенсировать собой нанесенные нами потери. И последние визиты Райс будут способствовать этому процессу. Последний бой Райс – он трудный самый. И самый в последующем кровавый.

Автор Вадим Трухачев
Вадим Трухачев — журналист, бывший корреспондент и обозреватель Правды.Ру *
Куратор Саид Гафуров
Саид Гафуров — политолог, руководитель направления "Восток", ведущий прямых эфиров Правды.Ру *
Обсудить