Наркодельцы-Иностранцы не держат зла на Россию

«Мы не в обиде на Россию!» — говорят зеки-иностранцы. И это не пустые слова: многих на родине ожидало бы более страшное наказание. Пока либеральная Европа ломает копья по поводу смертной казни, во многих государствах мира ставят к стенке за малейшую провинность.

Над зубовополянским поселком Леплей тревожно гремят тамтамы, темнокожие выходцы с Африканского континента лихо отплясывают ритуальные танцы. На футбольном поле сражаются зеки: иностранцы против россиян. Группа поддержки «сборной мира» яростно болеет за своих любимцев. Всякий раз, когда у ворот возникает критическая ситуация, представители экзотических стран пускаются в пляс. Позавидует их пластике любой — они подражают грифам, парящим над саванной, имитируют львов, крадущихся к добыче.

Хромой зек размахивает зеленым флагом с надписью на английском «Звезды ислама». Неподалеку местный двойник Эдди Мерфи в швейцарской военной форме, присланной зарубежной гуманитарной организацией, комментирует ход матча, держа в руках микрофон. В его похожую на пулеметную трель англоязычную речь то и дело вплетается знакомое русское слово «четверка»: интерзеки противостоят гостям из 4-й колонии. Матч идет с переменным успехом, россияне не один раз создавали опасные ситуации у ворот хозяев. На стороне африканцев их природная выносливость и жаркая поддержка лагерников...

Как рассказал начальник пресс-службы ЖХ-385 полковник Геннадий Вотрин, единственное в России исправительное учреждение для иностранцев и лиц, не имеющих гражданства, было образовано в середине 50-х годов по указанию руководства МВД СССР. Это был участок 5-й колонии. В начале 60-х здесь построили производственный цех. Осужденные изготавливали шахматные коробки и фигуры, шлифовали стеклянные подвески для завода «Светотехника». А еще производили армейские табуреты, садовые домики, шили рукавицы и мешки из ламинированной бумаги; сейчас развивается швейное производство. В 1986 году участок был преобразован в самостоятельное учреждение ЖХ-385/22. Сейчас здесь содержатся представители более 50 государств.

Подполковник Юрий Савоськин, начальник учреждения ЖХ-385/22, работает здесь почти пять лет. По его словам, в последнее время резко увеличилось количество заключенных. Если раньше в колонии содержалось не более 120 иностранцев, то сегодня — 259. Всего в ЖХ-385 около 400 представителей других государств. «Дети разных народов», страдающие наркоманией, находятся в 19-й и 21-й колониях. Иностранцы-туберкулезники отбывают срок на «тройке». По некоторым данным, большинство зеков подхватило опасное заболевание еще на исторической родине. Вопреки стереотипам, африканцы не так уж плохо переносят наши российские морозы. Конечно, они не в восторге, но персонал колонии следит за соблюдением теплого режима.

На сегодняшний день первенство по числу заключенных прочно удерживает далекая Нигерия. В колонии находится почти сто ее посланцев. Большинство попало сюда за распространение наркотиков. Некоторые выйдут на волю лишь через 15 лет. На втором месте Афганистан — 32 человека. В основном те, кто обосновался в России после падения режима Наджибуллы. И замыкают тройку лидеров китайцы.

Религиозные, расовые различия почти не сказываются на моральном климате. Здесь никто не удивляется дружбе араба и израильтянина. Администрация находит возможность влиять на взаимоотношения в этой специфической среде. Например, бригады поваров многонациональны. Это позволяет, даже при имеющихся продуктах, готовить блюда различных национальных кухонь.

Большинство заключенных не в обиде на российское государство. Они раскаиваются за совершенные преступления. Очень велик процент тех, кто угодил сюда за сбыт наркотиков. Иностранцы обучались в Москве и не устояли перед соблазном подзаработать на российских пороках. Ходили по улицам столицы с шариками фольги во рту, в которые была закатана порция героина. При опасности шарики глотали, пропускали через организм и снова выходили на свой опасный промысел. Московская милиция давно раскусила этот прием наркодельцов.

Во многих азиатских странах за распространение наркотиков грозит смертная казнь. Поэтому интерзеки рады, что легко отделались. Осужденный на восемь лет за наркотики гвинеец Бальде Мамаду Ури неохотно вспоминает о содеянном. Наверное, стыдится. На зоне он работает библиотекарем и учит зеков русскому языку. «К сожалению, — говорит Бальде Мамаду Ури, — большинство попадает сюда, имея скудный словарный запас, состоящий в основном из матерщины. А русский такой красивый и богатый...» Вообще-то гвинеец слывет полиглотом — он знает около десятка языков. Ури с удовольствием отмечает, что в условиях несвободы люди начинают тянуться к художественной литературе и задумываются о смысле жизни.

О таинственном и жутком культе вуду гаитянин Марк Кадет знает, пожалуй, все. «Это смешение традиционного христианства и местного язычества, имеющего африканские корни, — говорит бывший студент университета имени Патриса Лумумбы. — Во время отправления культа вуду человеку могут дать сильнейший яд, в состав которого входит тетрадоксин. От него можно впасть в кому, которая длится около трех дней. Кажется, что наступила смерть. Затем мертвый как бы оживает. Действие яда приводит к частичной потере способностей мозга, и человек превращается в зомби. Таких на Гаити сотни...» Знание культа вуду не спасло Кадета от наказания. Он получил семь лет за распространение наркотиков. Говорит, занялся этим потому, что его замучили просьбами московские наркоманы. «Я успокаиваю свою совесть тем, что не приучал к этому пагубному пристрастию новичков...»

Гражданин Дании музыкант-барабанщик Ерген Енсен отдыхал в Индии и, возвращаясь домой, захватил с собой полграмма героина. Самолет приземлился в московском Шереметьеве, где пассажиров подвергли таможенному досмотру. Так датчанин попал в «Матросскую тишину», а затем в Мордовию. Он уже отбыл большую часть своего трехлетнего срока. За все это время каждые три месяца к нему наведываются представители посольства. Енсен стал на зоне сантехником и весьма преуспел в этом ремесле.

...У вышедших на футбольное поле игроков есть большой стимул победить. Одержав верх над «четверкой», они поедут в другую колонию на полуфинал. За своими чернокожими подопечными внимательно наблюдает Алексей Шалин, заместитель начальника по воспитательной работе и кадрам. Он рассказал, что на «двадцать второй» проводится внутренний чемпионат, в котором участвуют девять команд. Названия очень оригинальные — «Леплей Юнайтед», «Кочегар Буллс», «Биафра» и т.п. У каждой свой тренер. Как раз на основе этих команд и была сформирована «сборная мира».

Ритуальные пляски и горячая поддержка болельщиков сделали свое дело — иностранцы обыграли российских зеков со счетом 2:1. Игрока, забившего решающий мяч, долго носили на руках под грохот тамтамов...

Виталий Моисеев

Саранск

«Столица С»

Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить