Восточная Европа тонет в политических "разборках по понятиям"

Страны  Восточной Европы, если отталкиваться от терминологии английского автора, жившего на рубеже XIX-ХХ вв., Хэлфорда Макиндера, представляют собой "санитарный кордон" между Европой и Россией. Есть и другие определения - посткоммунистические страны, новые члены ЕС и НАТО,  "младоевропейцы", "реформирующиеся экономики"...

Из них самым точным, как представляется, является такое: бывшие страны Организации Варшавского договора, бессмысленно и поспешно распущенного нобелевским лауреатом Михаилом Горбачевым, а также возникшие в результате распада СССР полусостоявшиеся и несостоявшиеся государства вроде Грузии, Молдавии или Латвии.

На этих больших по площади и огромных по геополитическому значению территориях сегодня разворачивается новый процесс. "Политические элиты" там публично и взахлеб называют друг друга "ворами" и "коррупционерами". В результате бесконечных взаимных ругательств и под влиянием западных СМИ вызревает народный гнев.

Такие процессы происходят в Венгрии, где лидер правой оппозиции Виктор Орбан громит правящих "воров-социалистов".  В Польше обвиняют в коррупции тех, кто пришел  к власти с антикоррупционными лозунгами - партию "Право и справедливость" братьев Леха и Ярослава Качиньских. То же самое имеет место в Прибалтике, Болгарии, Румынии, на Украине, в Молдавии.

Суть процесса логичнее всего показать на примере Словакии, где 12 июня 2010 г. должны состояться очередные выборы в парламент. Что является их главной темой? О чем говорят и спорят политики, с чем обращаются к своим избирателям, чтобы получить от них заветный мандат на участие в "освоении" государственных денег?

Словацкие политики спорят о том, кто из них больше украл, а кто меньше. И с азартом клеймят друг друга. Многие из них похожи на водителей "фекальных цистерн", которые на полной нечистотами машине приезжают к дому оппонента и выливают содержимое цистерны перед его домом. Предварительно собрав на месте важного политического события толпу журналистов с камерами. На радость всей деревне. 

Некоторые идут еще дальше и свои цистерны с нечистотами подтягивают к зданию парламента, где от этого становится особенно тяжело дышать. Что делать - так пахнет в Словакии сегодня демократический процесс. Пахнет все сильнее.

70 процентов  содержания "независимых" словацких СМИ сегодня  посвящены "воровству" политиков, причем "неподкупные" журналисты заняли позиции судей. 24 часа в сутки словацкие СМИ клеймят "воров-политиков", похожая картина и в соседних бывших соцстранах.

Фото: AP

Почему политики считают, что раздуваемая  ими волна обвинений в воровстве и коррупции поможет приобрести поддержку избирателей? Ослепленные алчностью и дурными предчувствиями, "политические элиты" не видят или не хотят видеть, какова в действительности реакция общества на их "избирательную кампанию". Хотя реакция логична - в общей массе это усиливающееся отвращение к политике и политикам. Но есть и нюансы.

Читайте также: Доноры дряхлеющего Запада...

Наиболее предприимчивая и политизированная часть словаков очень интересуется ответом на такой вопрос: почему воруем не мы? Мы бы делали это в меньших объемах и пристойнее. Мы тоже имеем такое право.

Именно эти, активно вопрошающие "почему не мы?", и будут определять общественное мнение, чтобы после парламентских выборов занять место "грязных воров" на  политическом Олимпе.

А подавляющее большинство общества задает совершенно справедливый вопрос: если они столько имеюти так пронзительно кричат об этом, почему они с нами почти не делятся? Если молодой министр финансов, который, выступая в парламенте, специально для СМИ показывает свои часы за десятки тысяч евро, - и не просто показывает, а снимает и предлагает коллегам примерить,  - то почему этот богатый министр не поможет нам, бедным?

Это большинство пока апатично, но его вопрос справедлив и обращен в будущее. Вы, "воры-политики", лопаетесь от жира, о вашем воровстве свободные СМИ заставляют народ читать и слышать день и ночь,  так  почему бы вам не поделиться?

Наконец, третья часть, пока весьма немногочисленная, к которой отношу себя и я, задает еще более справедливый вопрос: а что последует за этой вакханалией "воровства"? Чем это все закончится, что начнется потом? Как дальше жить и что делать?

И поскольку "воры-политики" никаких ответов на эти вопросы не предлагают и уже не предложат, нас, возможно, ждет новая эпоха постприватизационных восстаний. Народные волнения в прошлом году уже были в Латвии, Литве, Болгарии, Молдавии, Румынии. Вероятно, придет очередь и других бывших соцстран.

А побудить их на открытое выступление может вот что. Прошло 20 лет свободы и демократии, результаты этой свободы и открытого поливания политиками друг друга грязью со все большим раздражением рассматривают "освобожденные от тоталитарного гнета младоевропейцы". Они думали, мечтали и надеялись, что их пригласили в царство свободы и благосостояния.  Но ни Чехия, ни Словакия по среднему уровню жизни так пока и не догнали времена социализма.

Высокие социальные стандарты социалистической Чехословакии с общедоступным дешевым  жильем, гарантированной работой, сытной пенсией безвозвратно утеряны, а вот высокие социальные стандарты Швейцарии ближе к чехам и словакам отнюдь не стали.

Фото: AP

Главный смысл произошедшего с чехами и словаками  за эти двадцать лет легко и бесспорно объясняют простые цифры. 91 процент прибыли словацкой экономики создают зарубежные, в основном, транснациональные корпорации. На их же долю приходится 97 процентов экспорта словацкой экономики. Оставшиеся крохи - это продукция местного бизнеса. Похожая картина наблюдается в Венгрии, Польше, Прибалтике.

Никакой словацкой экономики нет вообще. При социализме она была, причем совсем неплохая, и ее не стало. Министерство экономики есть, а вот экономики нет. Словаки стали недорогими наемными рабочими на своей пока  земле. Рабочими, на которых еще есть спрос.

До широких народных масс "европейцев"  постепенно доходит смысл преступления века, соучастниками которого были те самые "посткоммунистические элиты", которые сегодня все яростнее забрасывают друг друга грязью. Это преступление называется приватизацией. На ней политики-сквернословы заработали, а простые люди - только потеряли.

На фоне других бывших соцстран выгодно выделяется более богатая и рассудительная Чехия. Устав бесплодно обливать друг друга, в прошлом году чешские политики нашли выход в создании "технического правительства", а беспартийный премьер Ян Фишер пользуется таким огромным доверием сограждан, которое  лидерам партий   может только присниться.  Но и чешское затишье временно, ведь в этом году и там пройдут выборы.

Над Восточной Европой, уставшей от того, что народ беднеет, и где демократия приобрела пародийные формы, сгущаются политические тучи. Дело, похоже, идет к массовым выступлениям с неизвестным пока что исходом...

Читайте самое интересное в рубрике "Мир"

Автор Сергей Хелемендик
СергейХелемендик — русский писатель, публицист. Общественный деятель. Депутат парламента Словакии от Словацкой национальной партии, член ПАСЕ
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить