Как холодная война изменила мир

Космическая гонка между Соединенными Штатами и СССР после Второй мировой войны была переломным моментом в истории человечества. Противостояние сверхдержав в эпоху холодной войны впервые привело человека в космос, а кратковременное доминирование в том или ином аспекте сразу же становились для обеих стран национальной гордостью.

Конкуренция была настолько жесткой, что новые стандарты и достижения появлялись почти каждый год. Это была эпоха открытий: первая межконтинентальная баллистическая ракета и первый искусственный спутник Земли в 1957 году, первое живое существо в космосе, первый спутник на солнечных батареях, первый спутник связи и так далее.

Космическая гонка не только оказала влияние на космические исследования, но и сильно усовершенствовала человеческие технологии. Технологическое превосходство, необходимое для господства в космосе, считалось приоритетом национальной безопасности и рассматривалось как символическое идеологическое превосходство. В ходе космической гонки были изобретены спутники, и каждая страна, считавшая себя конкурентоспособной, стремилась отправить беспилотные космические зонды к Луне, Венере и Марсу, что сделало возможным полет человека к орбите, а потом и на Луну.

Ревностность подходов СССР и США к противостоянию оказалась весьма полезной для прогресса науки: каждое государство стремилось стать лучше за счет разных научных баз и технологий. В то время как СССР имел централизованную систему, которая вливала огромные деньги в космическую программу, Соединенные Штаты привлекли частных инвесторов. В 1958 году было основано NASA, которое должно было составить конкуренцию советским конструкторским бюро и Академии наук.

Космическая гонка началась с того, что в 1957 году был запущен "Спутник-1", вызвавший фурор во всем мире. Правительства и массы были в восторге от того, что человечество предприняло такой невиданный шаг к прогрессу. Когда же человек впервые оказался в космосе — это стало настоящей смены парадигмы. Ключевыми личностями той эпохи по праву считаются Юрий Гагарин и Нил Армстронг, чьи фразы "Поехали!" и "Это один маленький шаг для человека и огромный скачок для человечества" теперь являются одними из наиболее цитируемых в мире.

Космические программы обеих сверхдержав были предназначены не только для гражданских целей. Разрабатывались также и военно-космические программы: идея заключалась в том, чтобы сражаться с противником не прибегая к реальной войне на Земле. В этот момент пришлось вмешаться ООН и сделать так, чтобы космическое пространство никогда не стало полем битвы для сверхдержав.

Именно тогда вступил в действие Договор о космосе — основа международного космического права. Официально известный как Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, он запрещает государствам-участникам договора устанавливать оружие массового уничтожения на орбиту Земли, на Луну или любое другое небесное тело, или на станции в космическом пространстве.

Обе сверхдержавы неохотно подписывали этот документ, но прекрасно понимали, что это необходимо для сохранения мировой безопасности; на сегодняшний день уже 100 стран стали его участниками.

Космическая гонка не имеет даты окончания и в какой-то степени продолжается и по сей день, но космическое соперничество закончилось в 1975 году, когда в космос в рамках совместной миссии "Союз — Апполон" отправился первый международный экипаж, состоявший из троих американцев и двоих советских граждан. СССР и США оказали неоценимую услугу человечеству, так рьяно исследуя космос и совершенствуя земную науку.

Пионеры космоса помогали своим союзникам строить собственные космические объекты, обучали ученых и инженеров, передавали технологии и предоставляли доступ в свои лаборатории. Таким образом обе сверхдержавы совершенствовали не только свои знания и навыки, но и открыли миру дверь в космическую эру.

Космическая гонка — один из главных моментов в истории человечества. Трудно оценить ее полное влияние в области научных исследований и технологий. Одно можно сказать наверняка: если бы не было холодной войны и космического противостояния, то мир, несомненно, был бы совсем не таким, как сегодня.