Овчаров посадил «Сад»

Фильм Сергея Овчарова «Сад», снятый по последней пьесе Чехова, на киноэкране видели немногие. Он выпушен ограниченным прокатом. А потому идею представить картину в рамках «Закрытого показа» на Первом канале следует признать весьма удачной. Телезрители увидели совершенно новую интерпретацию чеховской пьесы. И, пожалуй, самый удачный – самый пронзительный - фильм Сергея Овчарова.

И дело не в арт-хаусной стилистике и предельной декоративности съемок (фильм снимался исключительно в павильоне), не в сознательной карикатуризации героев

(которая, впрочем, не касается одного-единственного персонажа – Раневской и не используется ради себя самой), а в новом – смелом, но и честном – подходе к чеховскому тексту. Дело во взгляде.

Взгляд режиссера – это прежде всего симпатия к той России и язвительная насмешка над новыми «хозяевами жизни», среди которых не только «лопахины», но и «пети трофимовы».

Взгляд режиссера – это прежде всего теплое чувство к принадлежавшей т о й России помещице Раневской (Анна Астраханцева–Вартаньян). Она в картине – абсолютно новая, удивительно красивая, живое олицетворение самого сада. И очень молодая, в то время как мы все же привыкли видеть Раневскую зрелой и даже пожилой дамой (Книппер-Чехова играла эту роль до 80 лет).

Она не меняется на протяжении всего действия. Порой напоминая сфинкс, безучастно наблюдающий за происходящим. Ее сокровенная жизнь – за семью печатями.

Вообще внутренние токи чеховского действия Сергею Овчарову удалось почувствовать на удивление глубоко. Дух происходящего, атмосфера вишневого сада деликатно подчеркнуты, как звуками старинного романса, звучащего из граммофона – «Снился мне сад…», так и музыкой современного композитора Андрея Сигле. Шемяще-нежная мелодия не оставляет нас на протяжении всего фильма.

И чем ближе к финалу, тем все более думаешь – а что это перед нами, о чем это?... С младых ногтей знакомый чеховский текст звучит, как впервые. Чеховская метафизика, что сводит с ума постановщиков всего мира. Сокровенное - в естественном. Герои–идеи. Таковы и Гаев, и Шарлотта и, разумеется, Фирс – ярчайшая роль Игоря Ясуловича.

А, ведь, Чехов назвал свою пьесу комедией. Смешно пошутил над современниками и над нами – потомками? Герои Овчарова комедиозны до того, что хочется плакать. Горько рыдать…

И лишь последний кадр двухчасовой картины, пролетающей, как миг – застывший в статичном спокойствии и в каком-то просто эдемском великолепии вишневый сад - заставляет примириться с жизнью.

Читайте еще в "Телебашне". 

Автор Григорий Резанов
Григорий Резанов — журналист, фотожурналист, бывший редактор культурного раздела Правды.Ру
Обсудить