Проект поправок в закон об альтернативной службе

Альтернативная служба: вместо пулемета — к станку?

Скоро депутаты Госдумы начнут рассматривать давно зревший в недрах власти документ, касающийся альтернативной гражданской службы. Проект поправок в закон об "альтернативке" предусматривает возрождение в вузах России военных кафедр, а также обяжет "альтернативщиков" проходить "трудовую" службу на предприятиях оборонно-промышленного комплекса.

Если парламентарии документ после рассмотрения и обсуждения примут, то служить в "оборонке" молодые "альтернативные" россияне будут обязаны, несмотря на состояние здоровья и вне зависимости от идейных, религиозных, политических и других убеждений. Исключение составят лишь те лица, которые имеют группу инвалидности без права работы.

Предполагаемый срок альтернативной службы после отказа носить сапоги или матросскую робу в действующей армии и на флоте составит всего лишь один год. То есть отказавшиеся от военной службы с оружием в руках, вместо ухаживания за немощными в хосписах (так сегодня представляют "альтернативку" многие СМИ), будут отсылаться на заводы -- надо думать, токарить-слесарничать, а то и изощряться над дорогущими фрезерными станками с программным управлением. А скорее всего, под этими самыми станками подметать или металлические болванки по цехам таскать.

Потому как никакой здравомыслящий директор, начальник цеха или бригадир необученного юношу ни к каким действующим станкам не допустит. А всего лишь за год того же токаря или фрезеровщика, который может хотя бы не сломать станок при первом же походе, никак не взрастить… Автору этих строк кажутся основополагающими именно эти новшества, которые предлагается рассмотреть парламентариям.

Но вот российским вузам идея о возрождении военных кафедр, по-моему, должна понравиться. Ведь дополнительная кафедра, включенная в элементы госзаказа по подготовке специалистов конкретной военной специальности — это, кроме понятного, извините, организационного "геморроя", все-таки еще и дополнительное финансирование. Желание реанимировать военные кафедры изъявили уже 62 университета России!

Читайте также: Новое предложение: каникулы в армии

Как пишут "Известия", один из инициаторов внесения документа в парламент, президент ассоциации "Лига содействия оборонным предприятиям", зампред комитета Госдумы по промышленности депутат Владимир Гутенев совместно с Российским союзом ректоров и Российским студенческим союзом даже подготовили специальное обращение к президенту России.

Подразумевается, что это — попытка воссоздать некую справедливость по отношению к тем, кто все-таки служит в действующей армии по призыву. То есть, по замыслу, это как бы верный способ загнать если не в мундир, то хотя бы в рабочий комбинезон отпрысков тех родителей, которые имеют за счет административных или коррупционных возможностей уберечь своих детей от реальной службы. Только не говорите, пожалуйста, что такого явления в России нет!

Ну, и еще поправками в закон предполагается закрыть лазейку в виде бесконечно предоставляемых отсрочек по состоянию здоровья. "Медицинских" отсрочек у нас действительно много — по подсчетам некоторых военных экспертов, как минимум около полутора сотен.

Ну и представьте себе -паренек со слабым здоровьем (обычный, даже не курильщик или наркоман-алкоголик) не проходит строгую медкомиссию в действующую армию. И его направляют в "горячий" цех, где напряженно куется какой-нибудь бронетанковый щит страны — потому что "гражданская" медкомиссия, по определению, куда "слабее" военкоматовской. А ведь обстановка на некоторых наших промышленных предприятиях порой не спокойнее, чем на фронте — поверьте, знаю, о чем говорю. Думается: уж лучше бы, болезному, автоматик в руки дали. Все легче будет…

Вообще в России сегодня действует один из самых либеральных законов об альтернативной гражданской службе — это признают и политики, и военные. Но вот почему-то альтернативная служба все-таки не пользуется особой популярностью среди парней. Как гласит официальная статистика, ее прошли всего лишь около семи тысяч человек за целое последнее десятилетие. А Минобороны утверждает, что число злостных "уклонистов"от службы в армии в России за то же время превышает четверть миллиона!

Отдельная "песня" о тех, кто не хочет брать в руки оружие по религиозным или иным убеждениям. Прямо скажем — не так уж и много религий, которые напрямую запрещают людям защищать свою родину. Вспомним христианских или мусульманских священников, которые благословляют молодых на святое ратное дело.

Или, скажем так, нетрадиционно-сексуальные взгляды и убеждения… Вспоминаю угловатого парня-механизатора из глухой архангельской деревни, неизвестно кем наученного, который заявил в военкомате: мол, я это самое, голубой… Местный военком взревел что-то вроде: "В сапоги!" (наблюдал сие лично). И парень после службы (тогда служили два года) сразу же женился. Двое детей у него сейчас. Кроме того, как тому же "нетрадиционалу" доказать, что он именно "нетрадиционал" и не может долго без ущерба для себя находиться в мужском коллективе?

Да и вообще само понятие "убеждения" не очень конкретизировано. Хотя так-то, если покопаться в литературе, то встречаешь формулировку: "Убеждения могут быть миротворческие, философские, морально-этические, политические, правовые — либо иметь взаимодополняющее, комплексное содержание". И ведь тоже "размыто", неконкретно…

Автор этих строк сначала попросил прокомментировать ситуацию с новой "альтернативной" инициативой двух действующих военных, связанных с мобилизационной системой страны, генерал-майора и полковника. И почти сразу пожалел о том, что начал с военных. Их мнения были совершенно идентичными и однозначными: только так мы сможем "ликвидировать" своеобразные обиды тех молодых россиян, которых призвали в армию, на тех, кто сумел избежать ношения мундира то ли по здоровью, то ли по, извините, "коррупционным" причинам. Или еще по каким…

Кроме того, по мнению доблестных наших военных, это хоть и несколько, мягко говоря, "оригинальный", но все-таки способ хоть как-то повысить престиж военной службы по призыву. Да и решить кадровые проблемы в оборонке, которых хоть пруд пруди. С конкретными аспектами новой законодательной инициативы об альтернативной службе генерал и полковник предпочли не связываться…

Ну что ж, тогда пойдем к юристам. Вот как прокомментировал ситуацию в беседе с корреспондентом "Правды.Ру" консультант Общественной палаты, член Международной ассоциации адвокатов, кандидат юридических наук Игорь Шмидт:

"Честно говоря, лично я считаю, что законодательство, касающееся военной службы вообще и альтернативной в частности, нуждается в доработках и поправках уже давно. Оно у нас сейчас одно из самых либеральных в мире! Но пока давайте исходить из того, что имеем.

Об альтернативной гражданской службе(АГС) в интернете столько написано, что нет необходимости о ней рассказывать подробно. Но, пользуясь случаем, все-таки лишний раз напомню, что АГС — это особый вид трудовой деятельности в интересах общества и государства, осуществляемой гражданами взамен военной службы по призыву.

И право на отказ от военной службы по убеждениям — общепризнанное на международном уровне, закрепленное в части третьей статьи 59 Конституции России, да и в законе "Об альтернативной гражданской службе", является неотъемлемым правом каждого гражданина Российской Федерации. Это именно право, а не обязанность.

Новая инициатива некоторых парламентариев о своеобразной "модернизации" альтернативной службы может войти в противоречие как раз с Конституцией, основным законом страны. Убеждения — дело святое, уж так мы решили 20 лет назад, проголосовав за этот самый основной закон. Но ведь направление желающего пройти АГС на работу на оборонные предприятия тоже может оказаться несовместимым с его убеждениями!

А по закону (вопреки сложившемуся, неизвестно, откуда взявшемуся стереотипу), доказывать наличие убеждений или вероисповедания не требуется. Убеждения, по большому счету, недоказуемы. То есть инициаторам поправок в Закон "Об альтернативной службе, который был принят в России еще в 2004 году, прежде чем вносить его на рассмотрения парламентариями и обращаться за поддержкой к президенту, нужно сначала хорошенько проконсультироваться с юристами, знающими как минимум конституционное законодательство… После этого и появится, что обсуждать. А так даже и дискуссии-то никакой в обществе не возникнет, по-моему!".

Ну, тут уж я позволю себе не согласиться и с юристом. Эта ситуация — как раз-таки повод для дискуссии. Пишите свои комментарии под этой статьей. Возможно, это даст повод задуматься над проблемой "кому полагается" и найти ее правильное решение.

 Читайте самое интересное в рубрике "Общество"

Автор Андрей Михайлов
Андрей Михайлов — офицер, журналист, собственный корреспондент Правды.Ру в Северо-Западном федеральном округе
Куратор Людмила Айвар
Людмила Áйвар — российский юрист, общественный деятель *
Обсудить