Бизнес-стратегии с успехом можно использовать и дома

Бизнес-стратегии в повседневной жизни

Если вы талантливый управленец, это еще не значит, что и дома у вас во всем порядок. Бизнес-стратегии мы привыкли применять исключительно на работе, однако их с успехом можно использовать и дома. В конце концов, семья — это не менее серьезная организация, чем та, в которой вы работаете, поэтому и подходить к семейным вопросам нужно со всей ответственностью.

У американских предпринимателей есть шутка: если бы наши клиенты занимались бизнесом так же, как мы занимаемся семьей, мы бы уже давно остались без деловых партнеров. Патрик Ленциони решил лично выяснить, какие именно бизнес-концепции применимы в делах семейных, и определил десять приемов, одинаково действенных в обоих сферах человеческой жизни. Не волнуйтесь, никто не будет советовать усадить вашего сына-первоклассника за аналитические обзоры.

1. Определите свои основные ценности. В бизнесе это необходимо потому, что четкое понимание целей определяет пространство для маневров. Чтобы применить эту идею к своей семье, подумайте о том, какая черта вашего характера больше всего нравится вашей половине. Ленциони ценит в своей супруге то, что она не боится высказывать свое мнение и готова отстаивать свои убеждения. Своим четырем сыновьям пара намерена привить те же ценности, поэтому они и были поставлены во главу угла. К примеру, когда одного из их сыновей вызвали к директору за то, что он заступился перед хулиганами за зашуганного одноклассника, родители дали ему понять, что он должен гордиться тем, что защитил слабого.

2. Установите высший приоритет. Если вам важно абсолютно все, можно сказать, что ничего по-настоящему для вас важного нет. Слишком много компаний терпели неудачу именно потому, что распыляли свои ресурсы по пустякам. Ответьте на вопрос: что вы можете сделать всей семьей в следующие несколько месяцев в дополнение к вашим повседневным обязанностям? А затем работайте на достижение той цели, которую вы определили. Ответы могут быть разными: это и поправить здоровье одного из членов семьи, и просто проводить больше времени вместе.

Читайте также: Легкий способ избежать неловкостей

3. Держите список важных дел на видном месте. Золотая табличка с выбитыми на ней указаниями — это, конечно, перебор, но записать самое важное на бумажке вполне можно. Ленциони вспоминает: "Когда мы с моей супругой еще не были женаты и только встречались, мы придумали, что должно стать главной ценностью в нашей семье. Сидя в кафе, жена попросила у официанта ручку и записала все наши приоритеты на салфетке. Сейчас этот список висит на нашей микроволновке, так что мы видим его каждый день".

4. Не берите на себя больше, чем можете сделать. Компании, как и семьи, часто принимают на себя какие-то обязательства под давлением со стороны, не понимая, чем это может обернуться в дальнейшем. Это не обязательно будет какое-то серьезное дело, но споры относительно даты большого семейного ужина, похода в театр или поездки за город способны свести супругов с ума.

5. Подумайте о том, во что вам обойдутся альтернативные варианты. В бизнесе при принятии определенного курса компания бывает вынуждена отказаться от выполнения каких-то задач — это как раз то, что называется альтернативной стоимостью. Так, семья Ленциони решила, что их сыновьям лучше будет отказаться от посещения клуба скаутов, пусть и ценой собственных выходных. Распорядок в клубе был жестко регламентирован, тогда как семья хотела, чтобы дети имели возможность заниматься творчеством — в частности, музыкой. Поскольку это решение соотносилось с одной из ценностей супругов, они не испытывали никакого чувства вины из-за того, что забрали мальчиков из клуба.

Читайте также: Женщины обречены на вечный проигрыш

6. Определите, чем именно стоит заниматься в данный момент. Иногда задачи, которые кажутся первоочередными, вполне могут подождать. Когда жена Патрика забеременела четвертым ребенком, ей захотелось сразу же начать заниматься пилатесом и привести в порядок сад на заднем дворе дома. Немного поразмыслив, женщина решила, что сад без ее участия не превратится в джунгли, а заняться пилатесом будет уместнее после рождения ребенка, чтобы поскорее прийти в форму — главным же на тот момент было подготовить детскую комнату.

7. Не путайте долгосрочную стратегию с краткосрочной тактикой. То есть обсуждать перспективу смены работы тем же тоном, что и меню на обед будет неправильно. Жизненно важные вопросы могут затеряться среди мелочей, если решать их походя, между делом. Такие вещи лучше оставить на потом, чтобы обсудить их, не отвлекаясь на рутинные моменты.

8. Чаще обсуждайте свои достижения. Семья действительно должна хотя бы раз в неделю говорить о том, что происходит и какие поправки можно внести в список приоритетов и в планы на будущее.9. Время от времени выходите из "офиса". У многих боссов развивается то, что Ленциони называет адреналиновой зависимостью: они уверены, что никогда не сумеют притормозить и подумать об общей картине, потому что прямо сейчас им нужно переделать целую кучу дел. Такой подход грозит "выгоранием", поэтому и родителям нужно периодически отдыхать от семейных обязанностей. День, проведенный без детей, принесет большие дивиденды в личном плане, несмотря на то, что придется раскошелиться на оплату няни.

10. Конфликты должны быть продуктивными. Если боссы не спорят, они не могут принимать правильные решения и осуществлять их. То же самое и с семьей. Из дискуссий, порой ожесточенных и неприятных, могут родиться блестящие идеи, которые нужно будет суметь вовремя ухватить.

Читайте самое актуальное в рубрике "Общество"

Автор Наталья Синица
Наталья Синица — журналист, бывший корреспондент новостной службы Правды.Ру
Обсудить