К визиту Абэ: о японской оккупации Камчатки в начале ХХ века

Японцы претендуют на Южные Курилы уже более полувека, называя острова "своими северными территориями". Шикотан, Кунашир, Уруп и Итуруп — действительно лакомые для них кусочки. Для России они имели всегда исключительно важное значение — геополитическое, стратегическое и экономическое. По оценкам экспертов, природных ресурсов здесь достаточно, для того чтобы доходами обеспечить бюджет любого региона России.

Однако на днях, самый больной вопрос двухсторонних отношений России и Японии — спор вокруг Курильских островов — наконец-то разрешился. Курилы остаются российскими, но становятся объектом совместной хозяйственной деятельности. На фоне этого необходимо сделать экскурс в историю и вспомнить, что происходило на территориях Камчатского полуострова почти сто лет назад.

В конце 1917 году в Петропавловске-Камчатском был создан Совет солдатских и рабочих депутатов во главе с большевиком Иваном Емельяновичем Лариным. 1 января 1918 года на большом митинге Совет был объявлен высшей властью на полуострове.

Однако 11 июля того же года в Петропавловске произошел переворот. Поздно вечером туда на лодках прибыли 29 казаков-камчадалов. Они объединились со сторонниками Областного комитета, где преобладали сепаратисты, и захватили власть. Наутро в Петропавловске-Камчатском вместо красных флагов были вывешены триколоры.

Следует заметить, что это было не народное восстание, а заранее хорошо спланированный переворот, в котором первую скрипку играли японцы. 14 июля, то есть через три дня после переворота, после долгого перерыва в Усть-Большерецк прибыл японский крейсер "Мусаши-Кан". "Причина захода… нам неизвестна. Приходили в селение двенадцать человек с переводчиком, спрашивали о количестве большевиков. Через десять дней будут обратно" — писала тогда газета "Камчатский вестник". "Мусаши-Кан" пришел в Петропавловск 31 июля, его стоянка продлилась всего несколько дней, и 4 августа он уже покинул Авачинскую губу. Через несколько дней корабль вернулся, но уже с японским консулом на борту.

С началом гражданской войны на Камчатке появилось множество японцев. Так, летом 1919 года их численность достигала 20 тысяч.

В начале 1920 года власть в Петропавловске-Камчатском вновь перешла к большевикам. Во главе военно-революционного комитета встал Иван Ларин.

С лета 1920 года в Петропавловске стало функционировать японское консульство, в то время его возглавлял консул Сиода. 7 июня 1920 года он известил областные власти о том, что "в скором времени прибудет на Камчатку флотилия миноносцев, состоящая из четырех кораблей под командою капитана 2-го ранга Накамура и, кроме того, отдельно прибудет один крейсер под командованием капитана 2-го ранга Хара".

И действительно, 25 июня в Авачинскую губу вошел отряд боевых кораблей в составе "императорского военного судна "Кошу" и 9-го отряда миноносцев", прибывший "с единственной целью охраны рыбалок и японских подданных, проживающих на территории Камчатской области". Кроме них, на побережье находился крейсер "Нийтака", которым командовал капитан 1-го ранга Хиеда Личи Арита.

О причинах появления японских кораблей командир "Кошу" капитан 2-го ранга Хара заявлял следующее: "Охранять нужно русские берега. Партизаны Николаевска и в других местах причинили большой ущерб народу Японии".

9 октября 1920 года областной исполком удовлетворил просьбу командира крейсера "Ивами" капитана 2 ранга Ширане о сдаче в аренду дома бывшего окружного суда для отдыха посещавших город японских матросов. Заметим, что "Ивами" крейсером называли малограмотные петропавловские власти. У японцев он числился броненосцем береговой обороны 1-го класса. А вообще-то "Ивами" — это русский броненосец "Орел", сдавшийся японцам в Цусимском бою.

Не исключено, что японцы с издевкой направили "Орел" — "Ивами" в интервенцию в Россию. Так, с 12 января 1918 года он несколько недель стоял во Владивостоке.

Поздней осенью 1920 года японские эсминцы ушли в родные порты, а в Петропавловске-Камчатском на зимовку остались "Ивами" и "Канто", чего раньше никогда не случалось.

В марте 1921 года Камчатка вошла в состав Советской России. В том же году Япония в одностороннем порядке прервала действие рыболовной конвенции, объявив так называемый свободный лов, следствиями которого стало прекращение торгов на участки, накопление арендной платы за них на особом счете в Японии вместо внесения ее в российскую казну и введение режима самоохраны промыслов. Последнее подразумевало под собой отправку на побережье полуострова отрядов военных кораблей.

25 марта 1921 года стало известно, что японское правительство решило отправить "броненосец или крейсер и четыре истребителя (контрминоносца) к берегам Камчатки для обеспечения японских рыбных промыслов в течение лета, с мая по сентябрь".

Через пару месяцев представители Петропавловской городской Думы и морского ведомства, городской голова и начальник народной охраны составили акт о том, что броненосцы "Ивами" и "Канто" во время зимней стоянки сбрасывали шлак и мусор под лед, а после его вскрытия — в воду. Часть шлака с "Канто" была вывалена на берегу, "чем сделала берег ковша непроходимым".

7 сентября 1921 года японские миноносцы покинули берега Камчатки и ушли на зимовку в Японию. Крупные корабли остались в порту, продолжая заниматься боевой подготовкой. Так, 13 и 14 сентября команда "Читосе" тренировалась в стрельбе в районе Култучного и Халктырского озер. Причем мишени находились на суше.

На зимовку в 1921–1922 годов в Петропавловске опять остался вспомогательный крейсер "Канто". В Японию он ушел только 16 мая 1922 года.

26 мая 1921 года во Владивостоке произошел переворот, приведший к власти Временное Приамурское правительство братьев Меркуловых. 25 сентября 1921 года из Владивостока на охотско-камчатское побережье отправилась военная экспедиция.

28 октября один из кораблей экспедиции — военный буксир "Свирь" — вошел в Авачинскую губу. "Свирь" — это морской буксир водоизмещением 611 тонн, со скоростью хода 13,5 узлов. Белые обратили его в канонерскую лодку, установив четыре 75/50-мм пушки. На следующий день белые заняли город, а красные ушли партизанить в сопки.

В конце весны 1922 года на смену "Канто" 29 мая в Петропавловск пришел крейсер "Мусаши-Кан". Вечером 12 июня прибыл пароход "Косоку-Мару", доставивший уголь для кораблей японского флота. Отряд также снабжали военные транспорты "Кошу", "Цуругизаки" и "Нозима".

16 июня в Петропавловск пришел крейсер "Нийтака" в сопровождении эсминцев "Мияке" и "Нияке", через несколько дней на крейсере состоялся прием для городских властей. В этот же день на западный и восточный берега полуострова ушли оба эсминца, в Усть-Камчатск и Анадырь отправился транспорт "Кошу", а на север пошел крейсер "Мусаши-Кан". Эсминцы вернулись в Петропавловск 2 июля.

Рано утром 5 июля на западный берег Камчатки ушел "Нийтака". 15 июля в Петропавловск-Камчатский прибыл военный транспорт "Цуругизаки" с провиантом для отряда. 20 июля "Нийтака" вернулся в Петропавловск, а ему на смену вышли эсминцы: один направился на север, другой — на западное побережье. 25 июля в порт зашел военный транспорт "Нозима", который спустя два дня ушел на восточную Камчатку.

8 августа вернулся из похода "Нияке", а утром 11 августа на восточный берег ушел эсминец "Мияке". 12 августа на западное побережье отправился "Нийтака" — этот поход стал для крейсера роковым.

26 августа крейсер "Нийтака" затонул недалеко от устья реки Озерной. Весь экипаж погиб.

10 ноября 1922 года в Петропавловск без сопротивления вошли красные партизаны. На этом Гражданская война на Камчатке завершилась.

Увы, белые ушли, а японцы остались. Японский беспредел вступил в новую фазу. В 1923 году японское военное присутствие в камчатских водах наблюдалось в тех же масштабах, что и в прошлые годы. Вечером 21 мая 1923 года в петропавловский Ковш вошли "Канто" и три эсминца. По заявлению командира отряда, боевые корабли "прибыли сюда с дружескими намерениями спасать потонувший в прошлом году их крейсер "Нийтака" и его людей, миноносцы же пришли еще и с другой целью — это следить за правильностью рыбной ловли японскими рабочими на арендованных японскими рыбопромышленниками камчатских рыбалках".

Американский историк Стефан писал о японском промысле на Камчатке в 1919–1924 годов: "Рыбаки и служащие консервных фабрик носили оружие и выставляли пикеты. Японские военные корабли стояли на якоре у берегов Озерного и Петропавловска, имея на борту подразделения морских пехотинцев, готовые к высадке в случае, если их соотечественникам потребуется помощь".

В 1917–1924 годах на долю японцев приходилось около 99% всей рыбы, выловленной у берегов Камчатки, и 77% рыбы, выловленной в камчатских реках.

В 1923 году японские корабли навсегда покинули Петропавловский порт, но присутствие их военных кораблей в территориальных водах Камчатки продолжалось до середины 1943 года.

Читайте также:

Россия угомонила Японию по вопросу Курил

Кремль анонсировал решение "курильского вопроса" - но нескоро

Вопрос возвращения Курил для Японии не только принцип "исторической справедливости"

Автор Александр Широкорад
Александр Широкорад — физик, писатель, внештатный корреспондент Правды.Ру *