Русское искусство спасет мир от Леди Гаги

Я жду прихода казаков и Святого Духа

Леон Блуа

У нас больше не осталось христианского искусства. И моральный упадок западного общества берет свое начало как раз от искусства. В своем блестящем эссе об упадке искусства граф Л. Н. Толстой объясняет, что искусство перестало служить христианству и моральному воспитанию человека. И это негативное явление берет свое начало с эпохи Возрождения.

Другой писатель идет намного дальше в своих рассуждениях: покинув христианское вдохновение, искусство вновь обернулось к своим давним демоническим практикам. Таково суждение Леона Блуа — великого писателя-провидца начала прошлого века, его суждение, без сомнения, пришлось бы по духу патриарху Кириллу. С другой стороны мы видим крах римско-католического искусства, этому краху, вне сомнений, уже несколько столетий. Можно утверждать, что сегодня римско-католическое искусство полностью исчезло. Чтобы яснее понять, о чем именно говорит Блуа, думаю, нужно представить себе в полной красе великие языческие фрески Голливуда, то есть все те роскошные фильмы на античные сюжеты, которые изображают великое подкрепление с приходом гигантских змеев, Молоха и обнаженных танцовщиц среди звериного декора, колоссальную обольстительность Вавилона или Шумера.

Русское слово "искусство" обозначает также и испытания духовного плана — "искушение", "искус". И хотя Леон Блуа и не был русскоговорящим, но, кажется, он понял зловещее и тревожное значение термина "искусство"; в своем труде "Гладиаторы и свинопасы" он пишет:

"Искусство — это паразит-абориген на шкуре первобытного Змея-искусителя. От такого происхождения оно получило в наследство свою безмерную гордость и яркую мощь… Кроме того, оно непокорно ни поклонению, ни подчинению, и ничья воля не может склонить его к какому бы то ни было алтарю. Так и быть, оно может согласиться подать милостыню излишеств от своей роскоши для храмов или дворцов, если найдет нужный счет, но не следует просить у него даже легкого подмигивания сверх должного".

После таких замечательных строк Блуа напоминает нам об ужасной солидарности, существующей между искусством и древним язычеством, потому что пышные храмы служат теперь алтарями для человеческого жертвоприношения:

"Древние языческие обряды имели с ним больше сродства и находили его более гибким. Между ними и им была некая мистическая солидарность в грехе и в богохульстве, чтобы затемнить образ Иеговы и стереть с человеческого духа исконные озарения.

Это было переплетение божественных чудовищ в опасных криптах гигантских Серапеумов и в испачканных кровью святилищах жуткой Азии. В те давние времена Искусство было расточительным в его самых грандиозных химерах и беспощадной красоте, служа к повсеместному умножению мук идолопоклонничества".

Это варварски жестокое представление об искусстве (что заставляет вспомнить об Иллюминатах, Ваале, о модном сегодня культе Астарты) продлится тысячелетия. Затем внезапно придет христианство и сможет убавить аппетиты языческого соблазнителя, но лишь через нескольких столетий; это дало тысячу лет Средневековья и его сокровище духовного и гармоничного искусства.

Читайте также: Василий Кесарийский — ревнитель веры

"Итак, мы воздвигали соборы. Разрезали на пласты горы, чтобы в них звенели, как в лесах, "воздыхания Святого Духа". Нарушили целость камней и металлов, чтобы они произвели на свет небесные или адские лики — чего раньше никогда не бывало".

Такое приведение в порядок идеалов и вдохновений человека затрагивает также и технику. Блуа тут упоминает о живописи и иконах, которые появляются на исходе первого тысячелетия:

"Немного позднее мы начали живописать, и в течение примерно трех возвышенных веков христиане могли себя убеждать, что они, наконец, пред лицом Иисуса Христа одолели древних приспешников ужасных богов".

А затем, как писал граф Л. Н. Толстой, все рушится в момент наступления эпохи Возрождения — из-за некоторых действий пап и римской элиты того времени. Даже язычник Ницше поймет волю и прихоть возрожденческих пап Римской церкви низвести к язычеству общество своих современников!

"Ренессанс в один прекрасный день пострадает от своих собственных заблуждений. Искусство, укрощенное на некоторое время юношеским рвением Средних Веков, в резком и всесильном скачке встанет на дыбы, лишь только перестанет ощущать на себе уздечку этой невинности".

Однако христианское искусство выжило в православной России. Чтобы поддержать "казацкую" интуицию Блуа, воспользуюсь текстами другого французского писателя, старшего на целое поколение, поэта, художника и литератора Теофиля Готье — автора великолепного "Путешествия в Россию" (в 2 томах), составленного и опубликованного около 1860 года, во время правления великого Александра II.

Конечно же, Готье не православный, однако и он, свободомыслящий католик, одержимый идеей "свободы" художника, изумлен чистотой, строгостью и непреходящим характером русского искусства — или греческого, византийского, как его тогда называли:

"Византийское искусство стоит на особом месте и не соответствует тому, что понимается под этим словом у народов Западной Европы или у исповедующих латинскую религию. Это иератическое, неизменное искусство, в котором ничего или почти ничего не остается на долю фантазии, выдумки художника. Формула его точна, как догма".

Тут нет ничего удивительного: искусство должно быть подчинено священнику! Лишь при этом единственном условии мы сможем уразуметь Великие Таинства Христианства и не оказаться в мире Диснея, Лары Крофт и Леди Гага!

Читайте также: Кахокия — столица древних художников

Искусство больше не вознаграждает оригинальность художника, а ценит лишь капиталистическую и кабалистическую привлекательность новизны, а ведь оно может заставить нас забыть непосредственное ничто человеческой хрупкости и приоткрывает нам Вечность.

"Итак, можно было бы сказать, что в этой школе нет ни прогресса, ни упадка, ни эпохи".

Художник, как и в античные времена, находит в себе качества мастерового, изготовителя, покорного некоторым правилам, и именно это качество позволило древнему искусству выжить и пройти через столетия, в то время как сегодняшние артисты длятся один сезон, в течение одного модного порыва, как последняя модель Apple. В любом случае, это не мешает показать себя… как хорошего исполнителя!

"Для господина Дидрона художник — это раб богослова… Греческий художник движим традицией, подобно пчеле, которая движима своим инстинктом. Ему принадлежит лишь исполнение, потому что изобретение принадлежит отцам, богословам, Православной Церкви".

И в заключение вспомним формулу Андре Жида, еще одного друга России: искусство рождается в завоевании, живет в борьбе и умирает в свободе!

Читайте самое интересное в рубрике "Общество"

Перевод Татьяны Бонналь

Не забывайте присоединяться к Pravda.Ru во ВКонтакте, Telegram, Одноклассниках, Google+, Facebook, Twitter. Установи "Правду.Ру" на главную страницу "Яндекса". Мы рады новым друзьям!

Скандально известной судье Краснодарского краевого суда Елене Хахалевой велено писать заявление об отставке, заявил в своем очередном видеообращении бывший судья Хостинского районного суда города Сочи Дмитрий Новиков.

СМИ сообщили об отставке «золотой судьи» Хахалевой

Скандально известной судье Краснодарского краевого суда Елене Хахалевой велено писать заявление об отставке, заявил в своем очередном видеообращении бывший судья Хостинского районного суда города Сочи Дмитрий Новиков.

СМИ сообщили об отставке «золотой судьи» Хахалевой
Комментарии
СМИ сообщили об отставке «золотой судьи» Хахалевой
Российский "Триумф" в армии НАТО
На памятнике Калашникову изобразили "Штурмгевер". Кто виноват?
Потомок Александра II: Путин — сильный и харизматичный лидер
Правнучка "той самой" Матильды готовится потрясти Россию
Потомок Александра II: Путин — сильный и харизматичный лидер
На памятнике Калашникову изобразили "Штурмгевер". Кто виноват?
Прозрение Майдана: мы убили Украину, нужно уезжать
Прозрение Майдана: мы убили Украину, нужно уезжать
Мадрид в бешенстве: Барселона разыгрывает крымский сценарий
На памятнике Калашникову изобразили "Штурмгевер". Кто виноват?
Власти поставили точку в налоговых разногласиях реновации
Прозрение Майдана: мы убили Украину, нужно уезжать
Дочь Ильхама Алиева делала селфи в зале ООН, пока отец говорил о Карабахе
На памятнике Калашникову изобразили "Штурмгевер". Кто виноват?
Скромные депутаты - нескромные "решалы"?
Победила дружба: Узбекистан метит в лидеры региона
Победила дружба: Узбекистан метит в лидеры региона
Предвестник трагедии: за что любили и убили Петра Столыпина
Предвестник трагедии: за что любили и убили Петра Столыпина
Скромные депутаты - нескромные "решалы"?