Песня о "зайцах" и потерянных льготах

Каждое утро в пригородных электричках можно наблюдать тренировки сборной по заячьим бегам от контролеров. При появлении "людей в синем" участники соревнований, сшибая всех, кто приготовился к выходу, бросаются в раздвижные двери и перебегают по платформе в тот вагон, который контролеры только что покинули. "Станция Беговая!" — комментируют старт менее расторопные пассажиры.

Спорт — дело молодых. И большинство межвагонных бегунов — явно учащиеся. А, следовательно, пользуются правом на льготный проезд в электропоездах пригородного сообщения ОАО "Московская железная дорога". То есть платят половину стоимости билета.

Точнее, платили. Потому что школьники и студенты из 30 регионов России рискуют в самое ближайшее время лишиться этих льгот. Что имеем, не храним, потерявши — плачем. Эту народную мудрость смогут по достоинству оценить и те, кто исправно покупает проездной, и наши зайцеолимпийцы. Таких, по некоторым оценкам, в пригородных поездах набирается до сорока процентов. Что, разумеется, не есть хорошо. Но скоро станет еще хуже.

Читайте также: О зайцах. Автобусных и троллейбусных

Может, РЖД решило отомстить безбилетникам, лишив их сладкого? Ничего подобного! Добрые дяди-железнодорожники, напротив, выражают озабоченность сложившейся ситуацией и высказывают серьезные опасения насчет усиления социальной напряженности. До прошлого года ОАО "Российские железные дороги" держали скидки для учащихся на своих могучих плечах.

Льготы устанавливались на основании решений совета директоров и "дочек" РЖД — пригородных пассажирских компаний — за счет собственных средств. Компенсация за предоставление льгот из федерального или регионального бюджетов не предусматривалась. И то сказать! Компания по итогам 2009 года ожидает чистую прибыль в размере 14 миллиардов рублей. Стоит ли такому гиганту мелочиться и экономить копейки на детях?

Однако 31 декабря 2009 года постановлением правительства РФ органам власти субъектов Федерации было рекомендовано принять нормативные акты, устанавливающие льготы на проезд. Регионам поручалось заключить с организациями железнодорожного транспорта договоры о предоставлении субсидий из бюджета субъекта на компенсацию. Но субъекты о поручении "забыли". Или пустили покрывающие региональные затраты деньги из федеральной казны на иные нужды.

Фото: AP

Правда, до начала 2010 года соответствующие акты были приняты в ряде областей. Льготы по оплате проезда в пригородном сообщении установили четыре региона обслуживания Московской железной дороги: Москва, Тульская, Орловская и Курская области. А вот в Московской, Рязанской, Смоленской, Калужской, Брянской и Владимирской областях "забывчивость" неожиданно обострилась. Надо ли говорить, что студенты, проживающие в этих регионах, регулярно ездят домой подкормиться, а некоторые уроженцы Подмосковья, кому не досталось места в общежитии, так и вообще каждый день мотаются на электричках туда-сюда!

С 1 сентября по 15 июня — время действия льготы — эти путешествия обременяли бюджет родителей лишь наполовину. Теперь, благодаря "забывчивости" регионалов, придется раскошелиться или отправить чад, учащихся на дневном, "в люди".

Читайте также: Агрессивный "заяц" нокаутировал водителя маршрутки

Московская область как-то особенно отчаянно заботится о пригородных пассажирах. С января 2010 года, напомним, здесь была введена новая система оплаты проезда. Цена за билет стала складываться из тарифа соответствующей зоны в черте области плюс 26 рублей — стоимость проезда в черте города. В тот незабываемый день после новогодних каникул все ехали на работу по одной цене, а возвращались по тройной. Отличная мысль! Этак можно брать с людей, едущих до Владивостока, за проезд по каждой точке Транссиба.

Ну, с этим дело как-то уладили. Повышение цен на проезд в электричках по Москве прокуратура признала незаконным. Теперь надо ждать, что же будет со скидками для учащихся. Внести льготы на проезд школьников с семи лет и студентов в законы об образовании и о семьях с детьми чиновники Минтранса все никак не соберутся. Правовые основания проезда обучающихся в пригородном сообщении на льготных условиях оформили только 23 субъекта РФ. Остальные регионы безмолвствуют. Интересно, написал бы В. Ерофеев "Москва — Петушки", если бы билет до сокровенной станции стоил, как сейчас, 211 руб.?

Самые важные новости дня читайте на главной странице

Автор Марина Кудимова
Марина Кудимова — советский и российский писатель, поэт, переводчик, публицист
Обсудить