Чем вымощена дорога в сад. Детский

Пришла долгожданная весна, и ручейки озабоченных родителей потекли по районным комиссиям, где происходит комплектование групп детских садов на предстоящий учебный год. Планировалось, что эти комиссии раз и навсегда покончат со "вступительными взносами", которые сопровождали поступление малыша на первую в его жизни "службу".

К сожалению, благими намерениями вымощена дорога не только в ад, но и в сад. Особенно детский. Женщин долго и громко призывали повысить рождаемость, поощряя этот животворный процесс национальными проектами и материнским капиталом. Но детские учреждения почему-то не образовывались пропорционально рожденным детям.

В 90-е многие здания детсадов были проданы, приватизированы или перепрофилированы. Только в Челябинской области таких зданий не меньше восьмидесяти. А в столичном районе Фили-Давыдково вообще все детские сады были ведомственными. Их позакрывали, а строить новые технически негде. Бодрая московская программа, обещавшая выдавать на-гора сотню садиков в год, тормознула в связи с кризисом. Да еще под строительство новых сносили десятки старых детских садов. Количество дошколят, например, в Брянской области превышает количество мест в дошкольных учреждениях на тридцать шесть процентов. Финансирование такого строительства в регионах проводится традиционно по остаточному принципу. А ведь содержание одного ребенка в садике ежемесячно обходится гигантской копилке — Москве — всего в 5-6 тысяч рублей. Сумма смешная даже с учетом родильного бума!

Читайте также: Школьная "дедовщина" — зуб за зуб

Изменился ли кардинально коррупционный пейзаж после создания комиссий, или они стали очередными "потемкинскими деревнями"? Намерения были не просто благими — лучезарными. Комиссии опираются на компьютерную базу данных, содержащую полные сведения о количестве свободных мест в садиках и числе будущих воспитанников. Родителям предлагалось выбирать аж три детских сада, в которые они желали бы отдать ребенка. По выданной путевке заведующая обязана принять кандидата во вверенный ей детский сад. Были перечислены многочисленные льготные категории родителей, имеющих право не стоять в очереди. И т. д., и т. п. — все на грани фантастики.

Реальность, как всегда, внесла коррективы. И, как всегда, не в пользу граждан. Многие льготники, когда пришла пора записывать младенца в детсадовский полк, в списках себя не обнаружили. Где-то под шумок вычеркнули педагогов, а где-то посягнули и на военнослужащих. Кто-то шустро развелся и перешел в категорию матерей-одиночек. Кто-то немедленно поступил на заочное отделение. Многие ушли из офисов и стали льготными-безработными.

Фото: AP

Из внеочередных выстроилась очередь, не уступающая общей. Заведующие стали придерживать сведения о количестве мест. Отчаявшиеся мамки пошли в обход комиссий, по старинке, с конвертом в рукаве. У членов комиссий тоже нашлись родственники и хорошие знакомые с младенцами на руках. Среди комплектовщиков обнаружились те, кто оказался "равнее" остальных, и конверты потекли в их направлении. Расчет победить взяточничество числом не оправдался: комиссии опустели, сократившись до двух, а кое-где, как говорят очевидцы, и до одного (!) человека.

Читайте также: Британские школьники забудут о розгах

Взятки, как известно в России практически каждому, бывают наличные и безналичные. За "благотворительными пожертвованиями" на ремонт и пожарную сигнализацию прячется лопнувшее терпение мам и пап. Разрослось дошкольное репетиторство, не предусмотренное законом. Сбор денег на охрану — тоже скрытая форма коррупции: это забота Управления образования. Сплошное недофинансирование поневоле делает из заведующих детскими дошкольными учреждениями финансовых гениев. Достаточно прочитать недавнее открытое письмо псковских детсадовских начальниц властям.

Дефицит коррупцию стимулирует. Непрозрачность доходов и расходов ее скрывает. Отсутствие гласной критики приводит мздоимство к махровому расцвету. Дошкольные учреждения с 1900 года субсидировало Министерство народного просвещения. Ведомство ежегодно отчитывалось за каждую копейку, полученную из казны. А попробуйте-ка сегодня выяснить, как формируется детсадовская очередь! Эта информация тщательно скрывается от любознательных родителей. С чем связана такая конфиденциальность? Вероятно, разглашение может нарушить тайну вкладов чиновников.

Что делать? Главное, не отчаиваться! Всегда есть кому пожаловаться, это раз. И твердо помните, дорогие родители: за год до школы всех детей обязаны принять под крышу ДОУ — дошкольного учреждения. Так что на победу над бюрократией вы в любом случае обречены!

Самые важные новости дня читайте на главной странице

Автор Марина Кудимова
Марина Кудимова — советский и российский писатель, поэт, переводчик, публицист
Обсудить