Школьная "дедовщина" – зуб за зуб

Проблемами детей занимается сегодня множество государственных органов. Почти в каждой школе теперь есть психолог, а в ряде московских школ появилась должность уполномоченного по правам участников образовательного процесса. Россия входит в Европейскую сеть уполномоченных по правам ребенка (ENOC).

Именно Европа создала наиболее эффективные практики защиты детства. Но в Дании, Швеции и во Франции уполномоченные тоже заняты выше крыши. Западные омбудсмены озабочены проблемой жестокого обращения с детьми в школах. Здесь по преимуществу речь идет не об обидах, причиняемых жестокосердными учителями, а о подавлении детей детьми. О проблеме, которая по-нашему называется дедовщиной и которой у нас, к сожалению, систематически никто не занимается.

Данные недавнего опроса, проведенного членами Детского общественного совета при Уполномоченном при президенте РФ по правам ребенка, свидетельствуют, что каждый третий ученик младших классов бывает агрессивен по отношению к другим детям. Среди учеников пятых — десятых классов в том же грехе признались уже сорок восемь процентов. Наконец, около половины четвероклассников заявили, что чаще всего их права нарушаются сверстниками.

Читайте также: Британские школьники забудут о розгах

Институт уполномоченного по правам ребенка, безусловно, необходим в каждом крупном городе. Но занимаются наши омбудсмены в первую очередь отношениями между детьми и взрослыми. Не дети сочинили Жилищный кодекс, по которому, если ребенок не является собственником жилья, его запросто могут выкинуть на улицу. Не дети требуют, чтобы их регулярно лупили ремнем. А ведь еще существуют беспризорники, инвалиды. Полно вопросов, связанных с приемными и патронатными семьями, детьми мигрантов. И так далее.

С дедовщиной, тем не менее, не справляются ни директора школ, ни сверх меры перегруженные учителя. Еще не успела забыться история в школе-интернате Ижевска, где учащиеся вскрыли себе вены, добиваясь увольнения директора. А зачинщиком акции был 17-летний воспитанник интерната, который подговаривал корешей нанести себе повреждения в качестве доказательства смелости и мужества. Очевидно, и в Иркутске, где школьники мучили престарелую учительницу, у них был непререкаемый лидер, ослушаться которого означало стать отверженным.

Фото: AP

Это крайности. Но вымогательство старшими денег у малышей или отбирание мобильных телефонов давно стало в школах повседневной практикой. Журналистов такие мелочи не интересуют: куда завлекательнее сделать сюжет о родителях-изуверах или об учителе-садисте. Никто всерьез не брался за тему жесткого имущественного расслоения между учениками. Классы поделены на группировки "богатых" и "бедных", и противостояние между ними часто приводит к подлинным трагедиям. На таких "мелочах" вырастает уже не первое поколение российских детей.

Конечно, дрались и конфликтовали они во все времена. Однако новые поколения малолеток столкнулись с тотальной сменой жизненных приоритетов, с жесткой переоценкой ценностей, когда рефлексия, способность взглянуть на себя со стороны, а тем более понять боль и смятение другого считаются безусловной слабостью. "Слабаки" дежурят за сильных, носят их портфель, делают за них уроки. Парня из Ижевска так и воспитала полукриминальная среда. Люби себя и дави остальных. Только тогда ты — настоящий пацан!

Ситуацию с межличностными отношениями детей и подростков многие признают неблагополучной. Всплеск жестокости в школе даже вызвал идею заменить школьных психологов "психологами в погонах". То есть сотрудниками милиции. Да, психологи пока что не заняли в школе место исповедника. Увлечение разного рода анкетами и опросами часто подменяют кропотливую работу с тонким инструментом — неокрепшей душой маленького человека.

Читайте также: Эмо и готы - объекты госзаботы

Нет единства и среди родителей. Одни готовы признать своего сына жестоким, защищая при этом его достоинство. Другие отстаивают всеми средствами любимое дитя, невзирая на то, что оно держит в страхе полшколы. Третьим вообще наплевать на то, что происходит, когда за ребенком закрывается дверь квартиры. То же самое можно сказать и об учителях. Не секрет, что в некоторых школах дедовщина, как в армии, процветает с молчаливого одобрения "старших по званию". Но это еще не повод превращать учебные заведения в спецприемники.

Многодетная соседка рассказала, что ее ребенок приходил из школы битый, пока не придрался. То есть не научился давать сдачи. Неужели только оком за око и зубом за зуб наши дети будут отвечать на вызовы мира, которому мы их безропотно отдаем?

Самые важные новости дня читайте на главной странице

Автор Марина Кудимова
Марина Кудимова — советский и российский писатель, поэт, переводчик, публицист
Обсудить