Обнаружен новый тип сверхновых звезд

Наступила пора радикального пересмотра классификации сверхновых звезд. Причиной этого явились новые данные, характеризующие яркие вспышки сверхновых во Вселенной. Далеко идущие и важные открытия становятся чрезвычайно злободневными, поскольку они связаны с определением вселенских расстояний. Ученые также сообщили об обнаружении 25 мини-сверхновых.

Астрофизики привычно типизировали сверхновые, разделяя их на две большие группы — одна группа объединяла звезды-гиганты массой от 10 до 100 солнечных масс, стремительно проживающие свою сверхзвездную жизнь, завершающуюся мощнейшим взрывом и порождающие в термоядерных процессах все элементы химической таблицы Менделеева.

Во вторую группу объединяли белые карлики — скромные звезды с массой, превышающей знаменитый предел Чандрасекара, установленный будущим нобелевским лауреатом еще в юности. Эта блестящая теоретическая идея прошла трудный путь к признанию и подтверждению, она и легла в основу определения сверхновых типа Ia — эти звезды предположительно обладают типичной одинаковой максимальной светимостью вспышки из-за сходства масс белых карликов, взрывающихся как сверхновая при достижении предельной массы, которая определяется пределом Чандрасекара.

Полагали, что постоянство параметра массы белых карликов определяет идентичность проявлений взрывов таких сверхновых звезд. Отсюда следовал важный вывод: использовать вспышки этих сверхновых для измерения расстояний до их галактик. Поскольку светимость сверхновых типа Ia одинакова, то при наблюдениях с Земли отличия светимости напрямую связаны с расстояниями до сверхновых. Если же со сверхновыми типа Ia возможны варианты светимости, тогда целый ряд расстояний до отдаленных галактик измерен неверно! Механизм взрыва мини-сверхновых должен отличаться от обычного, но вот детали таких отличий нам пока не до конца ясны.

Ученые углубились в исследования особенностей взрывов сверхновых типа Ia и выявили много поразительных отличий от принятой типовой картины. Астрономы из Гарвард-Смитсоновского центра астрофизики (США) сообщили об открытии нового типа сверхновой и назвали ее Iax. Они вспыхивают не ярче обычных сверхновых (укладываются в рамки принятых стандартов), иногда они бывают даже более тусклыми, и при их взрыве выделяется меньше энергии, чем при взрыве стандартной сверхновой типа Ia. Но разительное отличие взрыва Iax состоит в том, что взрывные события не уничтожают полностью исходную звезду-прародителя. Эта особенность характерным образом отделяет тип Iax от всех видов сверхновых звезд.

"Сверхновая типа Iax — это на самом деле мини-сверхновая звезда, — говорит ведущий автор исследования Райан Фоли (Ryan Foley). — Это карлик в выводке сверхновых".