Плоская, как камбала… Подлодка будущего

Сегодня специалисты в области подводного судостроения в один голос заявляют, что будущее российского флота неразрывно связано с разработкой новых субмарин пятого поколения. Флагманом на данном научно-техническом направлении в России является петербургское ЦКБ "Рубин".

Именно там определяется облик наших подводных лодок как ближайшего, так и отдаленного будущего, и, по мнению генерального директора КБ Игоря Вильнита, главное, что будет отличать новые поколения субмарин, — это прежде всего существенно меньшие размеры, но при этом у них будет несколько большая скорость и меньшая заметность. Но все-таки, какими могут быть наши военные подводные корабли в ближайшей перспективе? Давайте попробуем в этом разобраться…

"Все создатели и эксплуатирующие организации абсолютно всех стран стремятся к уменьшению габаритов подводных кораблей. Это связано с минимизацией затрат на их создание, а также с тем, что физические поля таких подлодок существенно отличаются в лучшую сторону. Напротив, чем меньше корабль, выполняющий определенные функции, тем лучше", — вот что сказал Игорь Вильнит интервью агентству ТАСС в сентябре прошлого года. То есть вектор направления задан, и теперь осталось только лишь (хотя как раз это и есть самое сложное!) вписать в него определенную конструкцию субмарины и… воплотить ее в металле.

Считается (и не без оснований), что малые лодки — это прежде всего дизель-электрические лодки, способные действовать в Черном и Балтийском морях и прибрежной океанской зоне. Сегодня такие лодки вооружены не только противокорабельными торпедами, но и крылатыми ракетами, что позволяет придать им функции стратегических ракетоносцев, разумеется, в том случае, если боезаряды этих ракет будут иметь ядерные боеголовки.

Считается, что одним из технических решений, способных значительно повысить функциональность новых российских подводных лодок проектов пятого поколения, будет так называемая анаэробная установка, или воздухонезависимый двигатель. Как раз его разработкой и занимается ЦКБ "Рубин". Применение такого двигателя даст возможность субмарине все время находиться под водой, не всплывая на поверхность, что, разумеется, для любого подводного судна имеет очень большое значение. Предполагается, что это будет электрохимический генератор, способный добывать нужное количество кислорода из морской воды.

Все самые новые технические решения должны будут найти свое воплощение в конструкции лодки проекта "Хаски", которая сегодня как раз и рассматривается в качестве подводной лодки пятого поколения. Предполагается, что эскизный проект субмарины будет представлен уже в 2018 году.

Пока же есть информация только о том, что новым оружием этого нового корабля станут гиперзвуковые крылатые ракеты "Циркон", которые, в принципе, уже созданы и могут быть использованы на самых различных носителях, включая и подводные. Разумеется, оружие, имеющее столь высокую скорость полета, что его фактически невозможно сбить, — это хорошее оружие. Но не надо забывать, что, кроме дизельных лодок, у нас имеются и атомные подводные ракетоносцы. Какая будет у них судьба?

А судьба, то есть направление развития нового подводного флота, по сути, уже заданы — и это все тоже уменьшение размеров. Не будет таких гигантов, как АПЛ "Акула" с 20 баллистическими ракетами на борту. Это были самые большие подводные атомоходы СССР и подводные лодки вообще, но… их было очень сложно обслуживать, да и потерю любой из них можно было бы приравнять к катастрофе! Конечно, хорошо, что в такой лодке был и салон для отдыха экипажа, и спортивный зал, и плавательный бассейн вполне приличного размера (четыре на два метра и глубиной два метра), который мог наполняться как пресной, так и соленой забортной водой (ее, кстати, можно было подогревать), а еще солярий и даже сауна, обшитая дубовыми досками, и маленький "живой уголок" со зверями.

Но… ракеты стратегического назначения можно располагать на подводных лодках, и не создавая таких вот "подводных отелей". Например, еще в годы Второй мировой войны немецкие инженеры работали над проектом подводной лодки, способной обстрелять ракетой ФАУ-2 Нью-Йорк. Для этого она помещалась в металлический контейнер и в нем буксировалась под водой за самой обычной подводной лодкой. Затем, когда лодка прибывала в точку пуска, в баки в основании контейнера закачивалась морская вода, и контейнер становился в воде вертикально, словно поплавок. Оставалось сбросить с него крышку, запустить двигатель, и… ракета могла бы начать полет к цели. Понятно, что ввиду низкого технологического уровня техники того времени и той спешке, в которой данная система создавалась, путного из нее ничего не вышло, но это не значит, что сама идея так уж плоха.

Давайте представим себе атомную подводную лодку, напоминающую в сечении ромб, а внешне плоскую, как скат или камбала. Естественно, прочный корпус такого судна будет иметь очертания цилиндра, как это и практикуется на всех АПЛ. Но вот внешний, или легкий, корпус при такой конфигурации получает по обеим сторонам две треугольные емкости большого объема. Спереди и сзади они снабжены наплывами-обтекателями, то есть на мореходность корпуса они не влияют, как и на прочность корпуса, в котором находятся люди и механизмы. К основному корпусу они крепятся на мощном поворотном креплении, то есть могут поворачиваться на угол вплоть до 90 градусов, то есть смотреть в зенит.

В каждом таком контейнере могут быть размещены две ракеты, ну, скажем, того же класса и размера, что находились на вооружении ракетоносца "Акула" — Р-39 "Вариант" (или более современная "Булава") длиной 17,1 метра. Причем поскольку контейнер имеет форму треугольника с закругленными углами, то к каждой такой ракете можно будет приделать еще целых три стартовых пороховых ускорителя и таким образом повысить забрасываемую массу в несколько раз. Конечно, две ракеты — это не 20 ракет и не 16, как на АПЛ типа "Борей". Но и размеры такой субмарины по сравнению с этими лодками просто ничтожны!

Кроме того, треугольная форма контейнера позволяет установить там не одну ракету, а шесть сразу в трех цилиндрических контейнерах с каждого борта лодки. После отстрела ракет все пустые контейнеры сбрасываются через кормовой люк, и обратно эта АПЛ везет в этом огромном "танке" воду, чем, кстати говоря, обеспечивается еще и ее отличная плавучесть. Так как в критической ситуации оба контейнера как ненужный балласт могут быть легко сброшены.

Причем обратим внимание, что в контейнеры загружаются ракеты длиной 17, ну даже пусть 20 метров. Но что если поставить на эту АПЛ четыре таких поворотных контейнера? Понятно, что она станет в два раза длиннее, но при этом все равно будет короче последних российских подводных ракетоносцев в несколько раз. То есть в них можно будет разместить уже 12 (!) ракет вполне приличной мощности или четыре ракеты с дополнительными стартовыми ускорителями. Использование таких ракет на современных подводных лодках невозможно в принципе, но в данном случае оно будет полностью оправдано.

Ну а меньше размеры АПЛ — меньше ее сигнатура, меньше экипаж, меньше на него расходов, выше автономность да и другие показатели. Поэтому над такими вот "плоскими" субмаринами с поворотными ракетными контейнерами по бокам прочного корпуса стоит подумать. Ведь может сложиться и так, что будет и экономически, и стратегически выгоднее иметь 20 таких лодок с 40 ракетами на борту (по-минимуму), чем пять, на борту которых их будет 80. Во всяком случае почему бы и не пофантазировать, и не посчитать?!

Читайте также:

"Черные дыры" океана: подводные сюрпризы России Западу

Русские угрозы: подлодки, болельщики, Мутко…

Подлодки -дроны из России окружат США

Автор Вячеслав Шпаковский
Вячеслав Шпаковский — журналист, писатель, внештатный корреспондент Правды.Ру