В поисках виноватых

Президент России Дмитрий Медведев потребовал жестко наказать причастных к убийству правозащитницы Наталью Эстемировой и поручил главе Следственного комитета при прокуратуре РФ Александру Бастрыкину принять все необходимые меры для расследования преступления. Свое возмущение произошедшим выразили руководители Чеченской республики и Ингушетии, пообещавшие сделать все возможное для того, чтобы найти бандитов.

Судя по реакции властей, абсолютно точно можно сказать, что для расследования убийства Натальи Эстемировой будет приложен максимум усилий. Между тем некоторые представители правозащитного сообщества не нашли ничего лучше, как сделать из трагедии повод для очередной информационной кампании...

Такое уже было после убийства журналистки Анны Политковской и адвоката Станислава Маркелова. Попытки политизировать эти преступления ни к чему хорошему не привели, в значительной степени дискредитировав само правозащитное сообщество. Точнее, ту его часть, которая усматривает в произошедшем повод для пиара.

Не успели появиться на лентах информационных агентств сообщения о гибели правозащитницы, как сайты и блоги подобных оппозиционеров запестрели многозначительными "она критиковала власти", "власти не раз выражали недовольство ее деятельностью" и т.п. Эдуард Лимонов обещает "не забыть и не простить". Открытым остается вопрос, слышал ли он о Наталье Эстемировой и о том, чем она занималась до своей гибели…

Председатель совета правозащитного центра "Мемориал" Олег Орлов уже успел обвинить в произошедшем президента Чеченской республики Рамзана Кадырова. Поразительно, с какой легкостью в подобных случаях некоторые представители правозащитного сообщества забывают о существовании презумпции невиновности. Не менее удивительно и то, что в качестве примера разногласий Эстемировой и Кадырова приводится... их спор относительно того, стоит ли девушкам носить в публичных местах платки.

Здесь стоит привести слова уполномоченного по правам человека в Чеченской Республике Нурди Нухажиева. Он считает, что бандиты, убившие Наталью Эстемирову, попытались нанести удар по престижу чеченской власти. Омбудсмен сказал, что он и его сотрудники встречались с Эстемировой, обменивались информацией. Нухажиев подчеркнул, что в Чечне в смерти Эстемировой никто заинтересован не был. "В республике власть на 99 процентов состоит из этнических чеченцев, а во время военных компаний у этих людей тоже пропадали близкие и родственники". "В республике нет никакого раздражения и отторжения по поводу правозащитной деятельности", - добавил он.

Не стоит сейчас ударяться в размышления о том, чьих рук дело убийство Натальи Эстемировой. Расследованием этого преступления сейчас заняты сотрудники Следственного комитета при прокуратуре РФ. Но все же нельзя не обратить внимание на то, с каким воодушевлением некоторые коллеги правозащитницы бросились искать виноватых. Причем эти поиски оканчиваются очень быстро - по традиции, во всем виновата власть... Так было и после убийства Анны Политковской, так было и после убийства Станислава Маркелова. Вот только назвать продуктивным подобный подход вряд ли представляется возможным.

Член Общественной палаты РФ, руководитель Московского бюро по правам человека Александр Брод считает, что необходимо оперативно расследовать обстоятельства гибели  Натальи Эстемировой. "Общественная палата выступила сегодня с заявлением по этому поводу и обращением к генпрокурору РФ Юрию Чайке взять расследование под личный контроль," - сказал в интервью "Правде.Ру" Александр Брод.

"Хотелось бы, чтобы расследование этого преступления проходило в нормальной обстановке, чтобы со следствием сотрудничали, а не сопровождали расследование истериками, голословными обвинениями и домыслами", - говорит правозащитник.

"Мы все - если являемся уважающими себя людьми, мало-мальски образованными и с правовой  точки зрения подкованными - не имеем права диктовать следствию, выносить однозначные приговоры и вердикты", - полагает Александр Брод. "Есть такие понятия, как презумпция невиновности, как элементарная человеческая этика. Мы можем высказывать свои версии, предоставлять следствию правдивую информацию о том, что мы знаем и в чем мы уверены и относительно чего у нас есть неопровержимые доказательства", - говорит он.

"Голословные  обвинения и появляющиеся "объекты", якобы причастные к убийству, я считаю просто неправовым подходом. Это, наверное, можно даже назвать дезориентацией людей", - считает руководитель Московского бюро по правам человека.

Автор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *
Обсудить