Поможет ли смертная казнь в борьбе с террором?

Атака террористов в столичном метрополитене и взрывы в Кизляре, возродили затихшую  было дискуссию  об ужесточении ответственности для террористов и их пособников. О том, какие конкретно юридические средства можно задействовать в борьбе с этим злом, "Правде.Ру" рассказали представители профильных комитетов Госдумы и Общественной палаты РФ.

За последние несколько дней в России произошло сразу несколько крупных терактов. В московском метрополитене на станциях "Лубянка" и "Парк культуры" Сокольнической линии террористки привели в действие взрывные устройства. В результате погибли 39 человек и более 90 получили ранения.

В дагестанском городе Кизляр 31 марта также произошел двойной теракт, целью которого стали сотрудники правоохранительных органов. В результате двух взрывов, мощность одного из которых оценивается в 200 килограммов в тротиловом эквиваленте, погибли 12 человек, в том числе начальник городского ОВД Виталий Ведерников. Обе атаки - и в Москве, и в Кизляре - совершили террористы-смертники.

Реакция не заставила себя долго ждать. В Госдуме и Совете Федерации в связи с очередной атакой боевиков был поднят вопрос о введении смертной казни как высшей меры наказания за гибель людей в результате теракта. Вновь прозвучали призывы приостановить действие моратория на смертную казнь для преступников, совершивших наиболее тяжкие преступления.

Россия, напомним, при вступлении в Совет Европы в 1996 году взяла на себя ряд обязательств, в том числе отменить смертную казнь. И хотя сам протокол об отмене смертной казни до сих пор нами не ратифицирован, тем не менее, мораторий на "высшую меру" действует.

Одним из первых идею восстановить смертную казнь для террористов предложил лидер КПРФ Геннадий Зюганов. "Мы давно заявляли, что страна не готова к отмене смертной казни, - заявил глава российских коммунистов. - В стране должна быть восстановлена смертная казнь за особо тяжкие преступления. Более жуткое преступление, чем совершенные в понедельник, сложно себе представить". Причем, по его мнению, должны быть наказаны прежде всего те, кто финансировал, заказывал и "программировал людей, которые идут и уничтожают себе подобных не разбираясь".

Идею вернуть смертную казнь подхватили и в Совете Федерации. Глава комитета Совета Федерации по правовым и судебным вопросам Анатолий Лысков заявил журналистам, что уже в ближайшее время будут разработаны поправки в действующее уголовное законодательство, предусматривающие смертную казнь за организацию и проведение терактов.

Фото: AP

В свою очередь председатель комитета Совета Федерации РФ по конституционному законодательству Алексей Александров уточнил, что введение новой статьи Уголовного кодекса, по которой высшей мерой наказания назначается смертная казнь, не будет означать отмены при этом существующего в России моратория на нее. "Статья в Уголовном кодексе - это одно, а мораторий - это правоприменительная практика, это совсем другое", - пояснил сенатор.

Как заявил в этой связи "Правде.Ру" первый заместитель председателя комитета Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству, депутат Александр Москалец, для террористов-смертников пожизненное заключение - это большее наказание, нежели смертная казнь. "Исполнители терактов - это, по сути дела, те же смертники, камикадзе, - отмечает депутат Госдумы РФ. -  Поэтому для них - это, конечно, звучит немного цинично, пожизненное заключение лучше. К тому же уголовное законодательство другой высшей меры наказания кроме смертной казни не придумало. Причем мы сегодня сталкиваемся с моментами, когда человеческая жизнь превращается в технологию выполнения того или иного преступления".

Читайте также: Кому подыгрывают ультраправые?

О бесперспективности введения смертной казни для террористов говорит и бывший начальник аналитического управления КГБ СССР, генерал-лейтенант внешней разведки Николай Леонов: "Они, смертники, сами себя приговаривают к смертной казни. Поэтому введение смертной казни для них ничего не означает. Пустые хлопоты. И не нужно предлагать вещи, которые очевидны своей ненужностью".

С Александром Москальцом и Николаем Леоновым солидарен председатель комитета Государственной Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Павел Крашенинников. "Смертную казнь вводить бессмысленно, потому что смертники сами идут на смерть. Их этим не удержать", - говорит депутат, отмечая, что пожизненного наказания вполне достаточно.

При этом, по словам Павла Крашенинникова, "пожизненники" первые год-два вообще ничего не говорят, а потом от них можно узнать полезную информацию и не только по совершенным ими преступлениям. "Поэтому в данный момент нужно прилагать все усилия по раскрытию и по профилактике терроризма", - уверен он. 

Член Комиссии Общественной палаты РФ по общественному контролю за деятельностью правоохранительных органов, силовых структур и реформированием судебно-правовой системы Андрей  Пржездомский считает, что в данной ситуации необходимо ужесточать наказание за преступления террористического характера "поскольку борьба с терроризмом становится на повестку дня".

"Уже какой год мы не можем одолеть эту напасть, - отмечает представитель Общественной палаты. -   И, несмотря на то, что боевые действия на Северном Кавказе завершились, тем не менее, терроризм до сих пор достаточно активен".

При этом Андрей  Пржездомский обращает внимание, что до сих пор не существует прямого антитеррористического взаимодействия между государствами - членами ОБСЕ, нет полноценного банка данных о террористических проявлениях и о самих террористах. "И это серьезно тормозит борьбу с терроризмом", - уверен он. "Нужна активизация противодействий терроризму ужесточение санкций и активное взаимодействие с коллегами в других странах", - отметил наш собеседник.

"Предотвращение террористических актов должно осуществляться средствами оперативно-розыскной деятельности, которую тоже можно отнести к мерам правового характера. Есть закон об оперативно-розыскной деятельности, который регламентирует деятельность силовых структур, - сказал Андрей Пржездомский. - И президент абсолютно прав, что это (предотвращать теракты. - Ред.) нужно делать в рамках правого поля, с опорой в том числе и на закон об оперативно-розыскной деятельности".

Стоит отметить, что вопросы об ужесточении ответственности для террористов обсуждались и на заседании членов Совета безопасности РФ в среду. В частности, президент Дмитрий Медведев предложил подумать о корректировке антитеррористического законодательства. "Есть смысл проанализировать практику по отдельным статьям, в том числе по статье о терроризме, посмотреть на то, как осуществляется уголовное преследование по террористическим действиям", - сказал Дмитрий Медведев. По его словам, необходимо также обратить внимание на предотвращение терактов, в том числе юридическими средствами.

Читайте самое интересное в разделе "Политика"

Куратор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *