Эндшпиль неспособных

Как нетрудно было предположить заранее, "Гражданского согласия" не получилось – у " Другой России " все еще нет ни стратегии, ни тактики.  Оппозиционеры так и не сумели договориться по содержанию своей общей политической программы. Пока есть лишь частичное согласие и намерение дополнить документ, который будет выставлен на сайте ОГФ . Все, что смог сказать журналистам лидер "Объединенного гражданского фронта" Гарри Каспаров – вторая конференция ДР состоится "скорее всего, в апреле".

Тогда, якобы, будет презентована программа национального согласия, на основании которой можно будет вести речь о едином кандидате в президенты РФ от  объединенной оппозиции. Как можно было понять Каспарова, не обязательно им станет Михаил Касьянов. Таким образом "Другая Россия" дистанцируется от экс-премьера, и получается так, что заявление Касьянова о намерении баллотироваться есть инициатива частного лица. Процесс определения  единого кандидата на высший государственный пост России Гарри Каспаров назвал "сложным и болезненным".

Согласитесь, выглядит странным, что объединенная оппозиция с самого лета не может внятно сформулировать свои цели и задачи. А так все пафосно начиналось – иностранные послы, целая депутация американского Госдепа . И некоторый, как могло показаться, даже мандраж власти.

Летом  хурал оппозиции отбивался от атак журналистов. Сегодня ни пропусков, ни фейс-контроля -  наскоро свернув беспредметные дебаты, "ньюсмейкеры"  скучали в ожидании СМИ.    С другой стороны, удивляться нечему. Слишком разношерстная публика подобралась. Лимонов сказал – надо бы добавить красного – в смысле, побольше левизны. А сами запнулись на первой же строке пролетарского гимна – "до основанья, а затем…" В самом деле, что за тем, какой "новый мир" они готовы построить? По большому счету, строить они не хотят ничего. Созидать утомительно и долго. Разрушить легче и быстрей.

Собственно, как деструктивная сила эти господа-товарищи и оформились. "Ухудшение положения населения, - заявляют они, -  напрямую связано со снижением уровня политических и гражданских свобод, которое произошло в период руководства Владимира Путина ". Если очистить зерно смысла от словесных плевел, единственный раздражитель либерал-реформаторов в том, что не они сегодня сидят в Кремле. Им просто не дают, как бывало, оболванивать народ, чтобы  купить себе мандаты. И чтобы в кармане осталось от вашингтонских и олигархических траншей.

Какую, в самом деле, общую резолюцию способны подписать "другороссы", чтобы не расплеваться окончательно? Пожалуй, только десять библейских заповедей, почти целиком, включая "не возжелай жены ближнего", положенного в основу Морального кодекса строителя коммунизма. Любые сколько-нибудь конкретные программные цели немедленно вызовут эффект известной крыловской басни. Либералы вообще не могут общаться без склок и междоусобных разборок. Наши либералы тем паче, поскольку никакой другой философии, кроме марксистко-ленинской, они в подавляющем большинстве не проходили. Так и действуют, по основоположнику Ульянову – чтобы объединиться, размежевываются. "Касьяновцы" с "каспаровцами", правозащитники с политиками.

Правозащитники категорически не хотят допускать Виктора Анпилова и Эдуарда Лимонова до Всероссийского гражданского конгресса. Виктор Анпилов оказался сталинистом – может быть, хотели сказать "сандинист", всяко ближе к истине…  Зря, выходит, молодчики Лимонова выкручивали руки журналистам на учредительной съезде "Другой России". Раньше отставной юморист Шендерович выговаривал Лимонову за прокремлевскую оценку украинского Майдана . Теперь лидеру нацболов предложено изменить партийную программу, в которой усмотрели восхваление нацистов. Преклонный Эдичка возмутился и в ответ лягнул почему-то СПС , посоветовав полевевшим правым разобраться с Егором Гайдаром за его шоковую терапию. В общем, как говорил первый и последний президент СССР – процесс пошел.

Всего легче было бы  всем оппозиционным кагалом напуститься на Касьянова с позиций борьбы с  чиновничьей коррупцией. А здесь – табу.  Вычистить Михал Михалыча не выгорит никак. Потому как именно под него идет внешнее спонсирование. Экс-премьер, знакомый с тем, как работает государственная машина, вызывает у Вашингтона  больше доверия, чем оголтелый экс-чемпион – у этого Москва и взаправдустанет Старыми Васюками.

В отличие от пустопорожнего форума, состоявшееся тут же политсовещание оказалось, видимо, продуктивнее. "Даже под пулями", как подчеркивает сегодня "Ъ",  оппозиция  намерена промаршировать свое несогласие с политикой Кремля. Мэрия Москвы запретила проводить 16 декабря  "Марш несогласных" оппозиционному объединению "Другая Россия".   Причиной отказа были названы возможные проблемы с дорожным движением. К тому же на Васильевском спуске идет ремонт. Взамен организаторам было предложено ограничить количество участников акции до 2 тыс. человек и провести митинг на Болотной площади.

Предложенный мэрией вариант не вписывается в планы "Другой России". " Марш несогласных " давно уже анонсирован как самая громкая акция оппозиционеров. На сайте мероприятия указано: "Марш состоится при любом решении московско-федеральных властей, даже под пулями. Отмен и переносов не будет". Коса на камень? Вряд ли. Власть уже показала " Русскому маршу ", что не поддастся ни шантажу, ни провокациям. Судя по всему, изобретенный где-то не у нас очередной "революционный" сценарий оказался провальным. Партия вступает в бесславную  заключительную фазу. "Марш несогласных" на самом деле эндшпиль неспособных.

См. по теме " Другая Россия" созывает шариковых

По просьбе "Правды.Ру"  деятельность "Другой России" комментирует член Общественной палаты РФ, директор Института политических исследований Сергей Марков

- Мне кажется, ДР является типичным образцом широкой коалиции с абсолютно противоположными программными установками, но с одним общим интересом – чтобы их пустили на телевидение, чтобы им дали возможность проповедовать свои радикальные идеи и чтобы был снижен порог явки. Например, для них идеальным был бы 1%, тогда большинство из них окажется в парламенте. В этом у них есть общий интерес.

Поэтому будет сформирована коалиция, которая будет требовать расширения права на манифестации, на пропаганду радикальных взглядов, т.е. они все против того, о чем говорил вчера президент на встрече с политическими партиями.

Они будут придерживаться той логики, о которой говорили различные партии еще во времена императорской России: врозь идти, вместе бить. Вот это у них будет. У них был общий интерес – перед саммитом "Большой восьмерки" заявить о том, что они существуют, и они действительно показали, что они существуют.

Власть узаконила такие вещи, как ликвидация порога явки, подъем порога доступа в Госдуму с 5 до 7%. Видимо, такая тенденция продолжится. Это, к примеру, Закон об экстремизме, который позволяет легко подвергнуть радикалов уголовному преследованию. Или ограничение права на манифестацию, когда, например, захват здания позволяет квалифицировать это деяние как уголовное преступление. И другие подобные действия, нарушающие общественный порядок. В некоторых странах они могут делаться свободно, в некоторых подвергаются уголовному преследованию. Россия в этом смысле перешла из первого типа во второй тип.

"Другая Россия" заинтересована в том, чтобы вернуть Россию опять в этот первый тип. Поэтому у них есть общий интерес, и они создадут коалицию для реализации своих требований.

- После того, как свергнут существующую власть, они опять разбегутся по разным углам?

- Нет, никто из них не собирается власть эту свергать. У них нет такой задачи. Если кто и будет эту власть свергать, то не они. Их объединяет еще и то, что у многих из них общие спонсоры – партия олигархического реванша является общим спонсором ДР. Ее задача – организовать "березовую" революцию в России по такому сценарию: сначала вперед вывести радикальных левых, при помощи их расшатать ситуацию и после этого на первый план выйдут центристские силы.

- На "Марше несогласных" возможны столкновения между его участниками? Ведь каждое движение "несогласно" по-своему...

- Теоретически возможно, но практически – вряд ли, поскольку общие интересы есть, сотрудничество между лидерами есть, есть общие спонсоры.

- В общем, пока о единой программе "Другой России" говорить рано?

- Единая программа тактическая: отмена ограничений на манифестации различного типа, расширение возможности для политических действий небольших организаций, отмена запретов на радикальность.

Автор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *
Обсудить