«МиГ» закрыт за долги

Сегодня за неуплату закрыта веб-страница Российской государственной корпорации "МиГ", известной ранее как ВПК "МАПО".

Отметим, до того интернетовский узел корпорации уверенно входил в пятьдесят самых посещаемых (по Рамблеру) среди более чем 1200 компаний.

В то же время, начиная с января нынешнего года «МиГ» занимал достаточно известную в сегодняшней российской хозяйственной практике позицию: вы нам оказывайте услуги по-прежнему, а вот по поводу их оплаты мы поговорим как-нибудь потом.

Учитывая, что подобный подход к сотрудничеству длился на протяжении почти полугода и было принято решение об отключении веб-страницы корпорации «МиГ».

Впрочем, вполне возможно, что указанное выше отношение корпорации к своим договорным отношениям является лишь следствием системной болезни управления в авиационной промышленности. Положение дел в самой авиационной корпорации начало меняться после ухода кабинета Примакова, в частности заменой курировавшего ВПК первого вице-премьера Ю.Д.Маслюкова на просто вице-премьера И.И.Клебанова.

Деятельность последнего в деле возрождения российского ВПК характеризовалась двумя тенденциями: - постоянными заявлениями о том, что Россия вернет себе второе после США место на мировом рынке вооружений; - сокращением российского оружейного экспорта, в частности, переходом России с четвертого на пятое место (после Израиля) в мировом рейтинге "торговцев смертью".

Последнее заявление о будущих успехах, сделанное Клебановым в Малайзии, особенно забавно. Г-н Клебанов заявил, что Россия намерена заключить с Малайзией миллиардный контракт, который наконец-то выведет Россию на законное второе место после США. Что неверно по трем причинам: - никакого миллиардного контракта с Малайзией в перспективе просто нет; - крупнейшая сделка с этой страной по продаже МиГов на сумму около 913 миллионов долларов была заключена десятилетие назад и Малайзия до сих пор покрывает этот долг мебелью и пальмовым маслом; - объем оружейного экспорта США составляет порядка 40 миллиардов долларов в год, на фоне которых мифический клебановский миллиард выглядит довольно жалко.

До этого г-н Клебанов достиг фантастического успеха в торговле с Ливией, с которой недавно были сняты международные санкции. Безусловно, обширный североафриканский рынок оружия, где царит почти безраздельно Муаммар Каддафи, был одной из основных надежд Клебанова на расширение поставок российского оружия. Поэтому г-н Клебанов и направился туда лично вместе с гендиректором ВПК "МАПО" Николаем Никитиным. Однако МиГи несколько труднее сторговать, чем партию галош или цветных бус для туземцев.

Еще в советское время аналогичную попытку предпринял в Алжире некий товарищ Хейфиц, назначенный из ЦК в Росвооружение курировать поставки военно-морских вооружений. В результате там приняли решение вообще отказаться от контактов по военно-морской линии с Росвооружением. В СССР иногда забывали, что прогрессивные арабские лидеры не всегда придерживаются теории пролетарского интернационализма. И в случае с Клебановым, и в случае с Хейфицем на освободившееся место влезал Израиль, прикрывшись, разумеется, вполне правоверным посредником. Аналогично сработали под руководством Клебанова миговские торговцы и с Ираном, контракт с которым на сумму в 1,2 миллиарда долларов казался делом техники еще в конце прошлого года. Однако после смены кабинетов в 1999 году произошли замены и в ВПК "МАПО".

Из четырех первых заместителей генерального директора двое - по внешнеторговой деятельности и по финансам - оставили свои посты. В конце года ушли главные конструкторы МиГ-29 и МиГ-31. Поменялись команды рекламистов и пиарщиков. В итоге на финальном отрезке переговоров с Ираном команда переговорщиков сменилась, и контракт оказался сорван - в практике подобных деликатных процессов смена коней на переправе абсолютно недопустима. В общем, как и вся "оборонка" в целом, концерн "МиГ", как его стали называть в 2000-м году, не только не нарастил объемы оружейного экспорта, а существенно их сокращает. При полном отсутствии госзаказа в течение семи последних лет это катастрофа.

Следствие этого - сокращение "непроизводственных" расходов. Сокращаются, понятное дело, не расходы на проживание руководства в первоклассных отелях и не расходы на командирование генералов из Главного штаба ВВС в разные уютные страны - это святое. Главкомат ВВС, не потративший за последние годы ни рубля на оплату труда 13 тысяч рабочих и конструкторов, исправно ездит за их счет в Париж и Лондон, Дубаи и Сантьяго. Там они вкусно едят, напиваются до поросячьего визга, попадают в скандальные истории и не приносят абсолютно никакой пользы. Верно говорят: генерал - это не звание и не должность. Это счастье... Однако расходы на имидж фирмы падают в геометрической прогрессии.

Департамент общественных связей и пресс-центр госконцерна "МиГ" сегодня даже отключены от Интернета, так что о факте отключения их от Всемирной Сети они узнают, скорее всего, из других СМИ или от знакомых. При такой постановке дела речи о росте продаж техники, о подъеме репутации нашего ВПК - стоит ли говорить?

Анна КОЛЧАК.

Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить