Андрей ОСТРОВСКИЙ — о том, что кроется за предложением Китая создать Новый Шелковый путь

Еще три года назад председатель КНР Си Цзиньпин впервые заговорил о Новом Шелковом пути, а именно — о его экономическом поясе. Концепцию прозвали "один пояс — один путь". В некоторых странах ее поддержали, в других — категорически отвергли. В ближайшие дни лидеры 30 стран соберутся в Пекине на специальный международный форум, где обсудят идею КНР. Будет в их числе и Владимир Путин.

Итак, что предлагает Китай. Идея заключается в создании инфраструктуры и налаживании взаимосвязей между странами Евразии. Концепция предполагает создание коридора, по которому пойдут прямые поставки с востока на запад на льготных условиях. У этого экономического коридора будут шесть отрезков: Бангладеш — Китай — Индия — Мьянма, Китай — Монголия — Россия, Китай — Центральная Азия — Западная Азия, Китай — Индокитайский полуостров, Китай — Пакистан, а также Евразийский сухопутный мост.

Их соединят дорогами, морскими путями и портами, мостами, также планируется заключить ряд соглашений о зонах свободной торговли.

Однако эксперты видят во всем этом один большой подвох. По мнению скептиков, речь идет о гегемонистских планах Китая, который просто желает усилить свое влияние в мире под видом продвижение глобального сотрудничества. Некоторые даже ставят в одну строчку новый Шелковый путь и план Маршалла.

Другие аналитики считают, что в плане КНР больше геополитики, чем экономики. Страна якобы хочет мирного окружения, которого можно достичь экономическими методами.

"Правда.Ру" обратилась за комментарием к заместителю директора Института Дальнего Востока РАН Андрею Островскому.

— Как оцениваете концепцию?

— Тут разные есть точки зрения. В 2013 году, когда Си Цзиньпин поехал в Астану и обозначил в беседе с Нурсултаном Назарбаевым Шелковый путь, это был, безусловно, главный экономический проект. Что мы имели в 2013 году, в начале десятых годов? Мы имели мировой финансовый кризис, снижение темпов экономического роста. В Китае с двузначных цифр прирост ВВП сократился до 7-8%, но самое главное, очень существенно упал внешнеторговый оборот Китая. Если сравнивать 2012 год и нынешнее время — был 4,2 триллиона долларов оборот, сейчас осталось 3,8.

Надо было как-то решать оба вопроса, и одновременно решалась задача построения общества малого благоденствия и китайской мечты. Для этого, естественно, главная задача — повышение темпов экономического роста, потому что именно экономика — основа всего, отнюдь не политика. Политика — это только концентрированное выражение экономики. Для этого, собственно, и была предложена вот эта программа Нового Шелкового пути.

В настоящее время Китай имеет маршруты экономического пояса вплоть до Москвы. И одновременно старается сотрудничать с европейскими странами. Сейчас Европа лидирует по товарообороту с Китаем, с ЕЭС это где-то 540 миллиардов долларов. По сути дела, этот форум, который состоится завтра — послезавтра, выходит за рамки экономического значения и переходит в политическую область. Важна единая цель для всего мира, которую поставил Китай. Получится это у него или нет, трудно сказать.

Все идет достаточно непросто. Если мы посмотрим на долю товарооборота со странами по маршруту Шелкового пути и долю инвестиций, то она небольшая, это примерно только одна четверть. По-прежнему Китай пока ориентируется в основном на страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Это Япония, Корея, Тайвань, Гонконг, США. Большая часть инвестиций из Китая приходится на Гонконг.

Посмотрим, как будет работать эта программа; прежде всего очень важно, какая будет резолюция этого общего собрания, тем более что это проект пошел в документ ООН. На заседание приедет генеральный секретарь ООН Гуттериш. Здесь можно ожидать самого разного, сейчас нам самое главное — ждать информации, что произойдет, какие будут приняты резолюции и решения на форуме 14-15 мая.

— Несмотря на, казалось бы, благородные цели Китая, некоторые эксперты называют китайскую инициативу "пояса и пути" современной версией американского плана Маршалла

— Возьмем Россию. Если Китай вложит определенные деньги в реконструкцию Транссиба или даже железных дорог на европейской части, то он же должен иметь какие-то преференции. Дело в том, что страны, где будут созданы вот эти опорные города или зоны инфраструктуры, транспортные пути, коридоры, получат это все за счет иностранных инвестиций. В конце концов, кто мешает всем этим странам самим, за счет госбюджета создавать свою инфраструктуру? Здесь все-таки есть какая-то выгода для всех.

Но тут все не так просто, все неоднозначно. С одной стороны, многие эксперты говорят: да, китайский план это примерно то же самое, что план Маршалла после Второй мировой войны для США. Но с другой стороны, это выгодно не только для Китая. Если стране не нравятся эти проекты, она может и отказаться, если не хочет инфраструктуру у себя на территории иметь — пожалуйста, можно и не выходить за эти пределы, кто мешает. Однако ряд стран в этом заинтересован, те же страны Центральной Азии, тот же Казахстан, Китай вложил там деньги в развитие инфраструктуры, идет какая-то работа, она, правда, идет не такими быстрыми темпами, как Китаю бы хотелось, но тем не менее, лучше с инфраструктурой на территории, чем без инфраструктуры.

Читайте последние новости Pravda.Ru на сегодня

Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить