ЛЕС ИЗВОДЯТ ПОД СУРДИНКУ РЕФОРМ Будет ли остановлено уничтожение уникальной природы Кавказа?

Не каждый знает, что для изготовления хорошей гитары, контрабаса, скрипки, арфы и даже балалайки идет не любое дерево, а особое, музыкальное. Это — явор, клен струйчатый, граб, бук, груша. Только они заставляют струнные инструменты петь, особым образом резонировать, чаруя и радуя своими дивными звуками.

До так называемых реформ главным поставщиком сырья был расположенный в горном Апшеронском районе Кубани завод “Муздрев”.

Выросшие в Кавказских горах музыкальные инструменты приносили государственной казне ежегодно до 60 миллионов долларов. И это не было пределом! Уникального, “поющего” леса в Краснодарском крае было в достатке.

Понятно, что Кавказский лес — кладезь не только уникального музыкального сырья. Здесь растут каштан конский и съедобный, орех черный и грецкий, дикая яблоня, граб, бук, пихта кавказская, сосна пицундская и другие редкие теперь и реликтовые породы деревьев. Они отличаются особой декоративностью, дают превосходный корм для всякой лесной живности, служат надежными природными стражами, оберегающими горы от ветровой и водной эрозии, а ручьи, родники и минеральные источники — от оскудения. И, что еще важно, эти леса дают изумительную по красоте и технологическим достоинствам мебельную и поделочную древесину. Не случайно вырабатывавшиеся кубанскими лесообрабатывающими комбинатами доски, древесно-стружечные плиты и шпон из ценных пород нарасхват шли на мебельные и сувенирные фабрики Союза.

Так было, но теперь им грозит смертельная опасность. В начале нынешнего лета мне довелось пролететь на вертолете над лесосеками лежащих сейчас на боку леспромхозов. Увиденное заставило содрогнуться. Представьте себе рукотворный бурелом на месте совсем еще недавно стоявших здесь лесных исполинов, погибшие под гусеницами тракторов и лесовозов молодые деревца, обнаженные, открытые для оползней и селей после хищнической вырубки зеленого щита склоны гор. Настоящая визитная карточка реформ лесоиспользования в их уродливом, расточительном виде!

Между тем с процедурной, формальной стороны порядок эксплуатации живого наряда северных отрогов Большого Кавказского хребта остался вроде бы прежним, разумным, строго регламентированным. То есть таким, который предполагает эффективный баланс между вырубкой и посадкой деревьев. А также хозяйское отношение к уже срубленным лесным великанам. Но что происходит под зеленым пологом на самом деле? В крае действуют 38 лесхозов. Они-то как раз и призваны осуществлять государственную политику на лесосеках. А на деле лес рубят все, кому не лень. При этом многие выбирают самые лучшие экземпляры, которые оставлены для получения семян, не трогают определенные порубочными билетами перестоявшие и больные деревья, жульничают с сортностью и элементарно воруют то, что им не принадлежит. Да еще при этом безжалостно вытаптывают молодь.

Кто же противостоит орудующим в заповедных лесах хищникам? Лесники и егеря Кавказского биосферного заповедника. Но ведь не у каждого из них есть даже дедовская берданка! Нормальное оружие купить просто не на что. Так к нему полагается еще дорогостоящая лицензия. В то же время лесозаготовители, точнее, лесоистребители, подряжаемые толстосумами, нередко вооружены даже автоматами, которые они, не задумываясь, пускают в ход.

Но самый большой ущерб природе, экономике региона и страны, а также жителям горных поселков нанес ельцинский указ от 6 марта 1995 года “Об основных принципах осуществления внешнеторговой деятельности”. Он декретировал практически бесконтрольный вывоз древесины за рубеж. Таможенные пошлины для экспортеров-частников были снижены до минимума, который не покрывал и малой доли затрат, понесенных страной и лесхозами для выращивания и охраны лесов. Так ведь подавляющая масса перекупщиков-торгашей не платит даже этого мизера! Примечательна и такая грань этой статистики. Вся древесина экспортируется только в виде бревен. За все годы горе-реформ за рубеж не отправлено ни одной доски! А уж о готовых изделиях и говорить не приходится. Возить кругляк за рубеж — это значит никогда не выбраться из долговой ямы, потому как он в 10—20 раз дешевле полуфабрикатов и готового товара, например, мебели. Но бездумное растранжиривание уникального леса так и не остановлено.

Скажем, в прошлом году “за бугор” было вывезено только одного каштана 16181 кубометр. Так гласят официальные справки. А фактически экспорт куда больше. Порубочными же билетами предусматривалось спилить лишь 9237 кубометров каштана! В полтора-два раза превышены законные объемы заготовок древесины дуба, бука, дикой груши, ореха. Между тем в 1997 году, после прихода к власти в крае губернатора Н. Кондратенко, предприняты экстраординарные меры по пресечению растащиловки, царившей в лесах Кубани все последнее время. Но как же трудно остановить вселенский грабеж, развернувшийся по высочайшему повелению! Прикрываясь демократическими лозунгами и бесчисленными уложениями Центра, которые отдали все сферы экономики в руки отечественной и зарубежной мафии, перекупщики, экспортеры леса, руководители портов, железнодорожного транспорта, милицейских и таможенных структур всячески нарушают распоряжения и законы, принятые губернатором, а также законодательным собранием края по экономическому, правовому и административному регулированию вопросов заготовок, переработки и экспорта древесины.

Опомнимся, спохватимся ли или дальше будем с олимпийским спокойствием взирать на то, как изводится бесценное богатство — достояние нашего и будущего поколений?

Юлий СЕМЕНЕНКО.
Краснодарский край.

Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить