«Mr.Parker»: «Умом Россию не понять…»

В гостях у "ПРАВДЫ.Ру" Максим Кононенко, он же — известный всему Рунету "Mr.Parker", отец-основатель множества знаменитых проектов. Родился Максим в 1971 году в городе Апатиты Мурманской области, после окончания школы переехал в Москву, где закончил институт радиотехники, электроники и автоматики, после чего поступил в Литературный институт. С 1996 года работает в старейшей программистской компании в России ParaGraph, теперь ParallelGraphics. Сейчас занят... впрочем, читайте.

 

 

- Комментируя ход сетевого конкурса "Российский Онлайн ТОР++", Вы сказали, что текущий год можно считать самым скучным в истории русской Сети. А какой год Вы назвали бы самым бурным, креативным?

 

- Это непростой вопрос. У разных людей разные представления о росте. Для одних рост — это инвестиции, для других — новые идеи, для третьих — приход оффлайновых структур онлайн. Для меня лично наиболее интересными были 96 и 99 год. Первый — все вообще начиналось, все было откровением. Второй — год появления чего-то, что уже не было похожим на детскую игру. Начиная с Газеты.Ру Носика.

 

- Когда она вообще появилась, русская Сеть? Кто стоял у истоков, где теперь эти люди, какова судьба их проектов?

 

- Это неоднозначный вопрос. Для меня русская Сеть началась летом 96 года. Для других — зимой девяносто первого, когда было первое соединение. Для кого-то — между этими годами, во времена soc . culture . soviet . При всем моем огромном уважении к эмигрантам, сформировавшим какую-то первоначальную русскоязычную онлайн-среду, русской сетью можно называть только то, что исходит из России в культурном и социальном плане. То есть, начиная с лета девяносто шестого года.

Люди в основном все присутствуют. Исключая, быть может, тех технарей, что создавали первые соединения и тянули первые провода. Впрочем, мне о них просто неизвестно. Все же Сеть — это не провода, а контент. Провода бы все равно рано или поздно появились. И кто бы не провел провода — характер Сети не изменился бы. А вот теми, кто с 96 года создавал контент, этот характер во многом был задан.

 

- Расскажите о своих проектах. Какой из них Вы сами считаете самым удачным?

 

- Рассказывать о моих проектах очень долго. Я, честно говоря, уже даже всех и не вспомню. Их просто очень много. Самый удачный — смотря по каким критериям оценивать. Мне очень дорог Lenin . Ru . Мне очень дорог Raya . Ru . Мне очень дорог Notmywar . Ru . Самые успешные в плане паблисити — это, конечно, проекты с трехмеркой. Все. Начиная с Ленин.Ру и заканчивая поднятием подводной лодки. Модели подводной лодки у нас потом даже купил Discovery Channel для использования в документальном фильме о Курске. Это был действительно самый успешный проект, хотя я не могу назвать его "своим" - это был проект компании ParallelGraphics , в которой я имею честь работать.

 

- Вот Ваш последний (если не ошибаюсь) проект "Владимир Владимирович (тм)" - это же какой-то политический буддизм. Мы-то все понимаем, а если бы Вам пришлось объяснять иноземцу, о чем это — как бы Вы объяснили?

 

- Иноземцу? Какой хороший вопрос J Не знаю, как бы я объяснил. А зачем им это объяснять? У, бывает, делаю такие проекты, которые малопонятны для любого человека, никогда не жившего в русской культуре. Русская культура здесь — это не культура русского народа, а культура России, повторенная и в Израиле, и в Лос-Анджелесе, и на Брайтоне, и в Украине, и на Кипре — везде, где есть общины выходцев их России. Мне просто нравится сейчас сочинять истории в таком ни к чему не обязывающем стиле. Я испытываю удовольствие от их написания. Если кому-то еще и нравится их читать — то мне радости вдесятеро. Никакой серьезности и морали. У читателя должно оставаться чувство легкого недоумения после прочтения историй. Как у меня остается чувство легкого недоумения после их написания. J Истории, присылаемые другими людьми, я тоже пытаюсь облечь в такую вот вызывающую недоумение форму.

 

- Вы говорили, что фактически весь креатив Рунета всосал в себя "как в черную дыру" LiveJournal , что туда ушла ВСЯ сетевая жизнь. Нельзя ли пояснить эту мысль — вот, скажем, что следует понимать под "сетевой жизнью"?

 

- Бывают разные сетевые жизни. В русском Интернете сейчас миллионы пользователей, конечно, те четыре тысячи, что составляют русскую общину - малая капля. Но если посмотреть по качественному составу, то мы легко увидим практически всех тех людей, что в 96 году начинали строить русский контент и по сей день являются весьма значимыми персонами. Директора крупных структур, президенты компаний, топ-менеджмент — никто не считает для себя зазорным писать что-то в этой странной среде. Мне кажется, это все легко объяснимо. Все эти креативные люди получили в руки механизм, с помощью которого они могут легко и непринужденно доносить свои мысли (которых у них множество) сразу же до определенной аудитории, к которой они и апеллируют. На фига делать проект типа "Вечерний Интернет", если тут уже все готово — бери себе и пиши, никаких обязательств по периодичности, никаких обязательств вообще. Очень удобно. Естественно, что все туда и двинули. Может, там родится какая-то новая идея, с которыми у нас явный кризис сейчас.

 

- Одно время все говорили, что "из Рунета ушли деньги", "в Рунете нет денег". Сейчас замолчали. Вот эта тема — Рунет и деньги — мало известна за пределами Сети. Можно ли сказать, сколько стоит сегодня весь Рунет, сколько стоил вчера, — какова тут система оценки?

 

- Ну это явно не ко мне вопрос. Я никогда не пытался зарабатывать деньги на Интернете как таковом. ParallelGraphics зарабатывает деньги на создании технологических решений, применимых не только в Интернете, мои собственные проекты большей частью художественные. Разве что Лунное Консульство, но там товар опять же не является интернет-сущностью, просто обычный онлайн-магазин. Мне кажется, что денег в Рунете не было никогда, потому что я никогда не встречал бизнесмена, который бы хотел вложить в интернет денег. Вкладывали обычно только плохие бизнесмены. Не заработал, насколько мне известно, никто. Интернет — это же не алмазы и не нефть. Это всего лишь среда передачи информации. Если ты делаешь веб-сайты и у тебя их покупают — отлично, но причем тут интернет? Если ты делаешь программы и у тебя их покупают — тоже отлично, но причем тут интернет? На Интернете могут заработать только провайдеры. Продавать доступ к контенту — это не есть продажа какой-то интернет-сущности, это есть продажа контента, который в общем случае никакого отношения собственно к Интернету не имеет. Покупаемый контент создают журналисты, редакторы, писатели, художники. НО интернет тут, опять же, совершенно ни при чем. Поэтому "сколько стоит интернет" - это сумма общей стоимости всех провайдеров и, быть может, емкость рекламного рынка. Эти цифры мне неизвестны.

 

- Денежные приливы и отливы как-то определяют "волны" креатива в Сети? Или — креатив не купишь?

 

- Конечно, не влияют. Стоимость производства интернет-контента очень низкая. Например, если вы дадите миллиард долларов волжскому автомобильному заводу, то вполне вероятно, что он станет выпускать автомобили лучше прежнего (просто допустим, что этот миллиард будет вложен в развитие производства, а не украден). А если вы дадите миллион долларов писателю, он вряд ли станет писать лучше. Все, что нужно писателю для творчества — это бумага, ручка и персональная драма. Все, что нужно творцу в сети — это компьютер. Теперь компьютеры есть, по-моему, почти у всех. Денежные приливы влияют лишь на стоимость личных автомобилей тех людей, кто на момент прилива оказывается на гребне этой волны.

 

- Рунет и вся Сеть. Можно ли подыскать образное сравнение?

 

- Можно. Мировое автомобилестроение и отечественное автомобилестроение. Вся страна знает, что отечественные автомобили — самые плохие автомобили в мире. Но волжский автомобильный завод не успевает выпускать этот хлам — он расходится как горячие пирожки. Попробуйте понять эту ситуацию. Да, конечно, Жигули стоят копеечку, но ведь любому здравомыслящему человеку понятно, что автомобиль не может стоить четыре тысячи долларов. Это НЕ АВТОМОБИЛЬ. Пусть даже у него есть колеса и мотор и в него можно заливать бензин.

Так и русский интернет. Мы не придумали ничего такого, что бы у нас переняла мировая веб-индустрия. Наоборот, все, что мы делаем, мы таскаем у них. Но мы пользуемся только тем, что делаем сами, и фактически не пользуемся западным веб-продуктом. Тот же феномен. Умом Россию не понять. У нас, как бы это сказать, кухонное сознание. Такое компанейское. Люди с проблемами называют это "соборностью". Пусть соборность, какая разница. Русский человек не может один. Поэтому мы никогда не догоним запад по уровню жизни, а запад никогда не сможет нас уничтожить. Шутка.

 

- Расскажите о своих планах.

 

- Ближайшие планы — завершение проекта "Москва-Петушки", который длится вот уже четвертый год, аналогов не имеет и иметь не будет. Кроме этого, я устрою на днях некоторое шоу в LiveJournal , попытаюсь использовать этот механизм несколько в другой ипостаси, нежели ведение персональных дневников. Есть еще несколько идей, но они все настолько прозрачны, что рассказывать их сейчас — значит, лишиться их навсегда. А, ну вот еще с Лесным мы хотим опубликовать историю запросов к Raya . Ru - как только их число достигнет миллиона. Это уже скоро будет.

 

-Что хотели бы пожелать следующим поколениям сетевых гениев? Что им необходимо будет сделать, чего нынешнее поколение (отцов-основателей?) так и не сделало?

 

-Да самим собой надо быть. Если человек талантлив и трудолюбив — он будет знаменит, потому что в Сети очень легко прославиться. А если он неталантлив и ленив — то тут никаких алгоритмов быть не может. Работать надо.

Автор Алексей Корнеев
Алексей Корнеев — журналист, корреспондент информационной службы Правды.Ру
Обсудить