Ученые рассказали, как Солнце уничтожило суперпланету

Американские астрономы из Университета Невады предположили, что после начала планетообразования в Солнечной системе, внутри орбиты Меркурия могла появиться планета намного больше Земли, но вскоре она упала на Солнце.

Соответствующая статья направлена на публикацию в Astrophysical Journal, препринт которой опубликован на сайте Корнелльского университета.

Ранее ученые считали, что строение Солнечной системы является относительно стандартным, как и в других планетных системах. Отсутствие астероидов и планет между Солнцем и Меркурием воспринималось нормально и не вызывало вопросов.

С 2009 года по 2013 года наблюдения космического телескопа "Кеплер" показали, что на таком расстоянии от светила в экзопланетных системах у других звезд часто наблюдаются крупные планеты, нередко сразу несколько. Благодаря наблюдениям было установлено, что в Солнечной системе по непонятным причинам нет суперземель, которые являются распространенным классом планет.  Суперземли - это твердые планеты, которые в несколько раз больше и тяжелее Земли. Также появились вопросы, почему у нас присутствует сразу четыре планеты (Земля, Меркурий, Венера и Марс) малых, по сравнению с другими системами, размеров.

Американские астрономы рассчитали несколько сценариев развития Солнечной системы, учитывая эти две особенности. Исследования выявили, что при любом правдоподобном варианте в области между Меркурием и Солнцем должны быть либо планеты, либо множество мелких небесных тел.

При этом существует только один сценарий развития системы, объясняющий отсутствие тел значимых размеров. По этой теории между Меркурием и Солнцем сформировалась классическая суперземля, поглотившая слишком много материала протопланетного диска. В результате не осталось вещества для формирования других твердых планет рядом с ней. Так как на сегодняшний день ее не существует, суперземля должна была бесследно исчезнуть. Вероятно, она могла упасть на Солнце.

В связи с этой теорией возникает вопрос о причинах миграции уже сложившейся планеты по направлению к Солнцу. Исследователи считают, что причина в Великом лавировании. Это гипотеза предполагает, что когда возраст Солнечной системы составлял от одного до десяти миллионов лет и планет земной группы еще не было, Юпитер мигрировал с орбиты в 3,5 астрономической единицы на орбиту в 1,5 астрономической единицы, где сейчас располагается Марс.

Там планета остановилась из-за взаимодействия с гравитацией Сатурна, который мигрировал вслед за Юпитером на орбиту в 2 астрономические единицы. После чего планеты-гиганты начали постепенно возвращаться обратно до орбиты в 5 астрономических единиц, где сейчас и находятся.  В это время Юпитер и Сатурн оказывали влияние на окружавшую их межпланетную среду и забрали немало вещества из внутренних областей протопланетного диска. По этой причине Марс является таким маломассивным.

Что касается суперземли, то миграция Юпитера к Солнцу и обратно могла повлиять на планету. В результате гравитационного взаимодействия с Юпитером суперземля могла мигрировать по спиралевидной орбите к Солнцу, что и послужило причиной ее гибели.

Правда.Ру недавно сообщала, что ученые, вероятно, открыли "девятую планету" в Солнечной системе, которая могла быть причиной уничтожения жизни на нашей планете миллионы лет назад.

Ученые нашли "Планету Х"