Российские ученые выяснили, как сделать клетки "невидимыми" для ВИЧ

Генетики из Института иммунологии и Московского университета придумали способ, который позволит быстро выделить гены и белки, которые ВИЧ использует для заражения человеческих клеток и размножения внутри них, и найти антитела, блокирующие их работу, говорится в статье, опубликованной в Journal of Immunological Methods.

ВИЧ и многие другие вирусы, к примеру, гепатит С, проникают в клетки человека, цепляясь за особые белковые "выступы" на их поверхности, которые иммунная система использует в качестве сигналов "свой-чужой" и для передачи различных межклеточных сигналов. Блокировка этих выростов, так называемых клеточных рецепторов, может сделать клетки "невидимыми" для вируса и тем самым защитить их от инфекции.

Как рассказывают ученые, поиск антител, которые могли бы цепляться только за эти рецепторы и не трогать другие белковые молекулы на поверхности иммунных клеток, критически важных для их жизнедеятельности, крайне сложная задача.

Как ее ускорить, придумали в России. Наши ученые выявили методику поиска ключей для подавления вируса. Они породили множество иммунных клеток, в который отключили один из генов, который есть в ДНК человека. В итоге к таким клеткам антитело приклеиваться не будет. Это позволяет легко понять, насколько "точно" работает антитело и какие белки и гены оно подавляет, передают РИА Новости.

Ученые надеются, что смогут в ходе экспериментов подобрать молекулу, которая будет подавлять те выросты, которые ВИЧ использует для проникновения в клетки человека, и создать лекарства на ее основе.

Как ранее сообщала Правда.Ру, американские молекулярные биологи обнаружили новое антитело, которое способно нейтрализовать 96 процентов штаммов ВИЧ и большинство его версий, которые ранее считались самыми неуязвимыми. Это дает мировому сообществу надежду, что вскоре от вируса разработают универсальную вакцину.

Новые антитела, получившие название N6, не дают вирусным частицам прикрепляться к иммунным клеткам. Они фокусируются на тех частях оболочки этих частиц, которые похожи от штамма к штамму, что и позволяет противодействовать такому большому их количеству.

Новое антитело — N6 — смогло обнаружить слабую точку в белковой оболочке вируса иммунодефицита. Открытие принадлежит коллективу из Национального института аллергии и инфекционных заболеваний США в Бетесде под руководством Марка Коннорса, сообщают РИА Новости.

Антитело нашли в крови пациента, чья иммунная система довольно успешно боролась с инфекцией. Мужчина жил с ВИЧ больше 20 лет и имел нормальный иммунитет, даже несмотря на то, что не употреблял антиретровирусных препаратов очень долгое время.

Кроме того, ученые нашли необычную связь между обрезанием и ВИЧ. Анализируя данные о вспышках эпидемии ВИЧ, ученые обратили внимание на очень странное географическое распределение людей, заражавшихся вирусом, они были разбросаны по Африке не случайно, а сосредоточены в определенных регионах и странах.

Исследователи выяснили, что одним из факторов, помимо частоты употребления наркотиков, уровня проституции и количества однополых контактов, является мужское обрезание. Выяснилось, что обрезание в разы уменьшает вероятность заражения ВИЧ.