Ученые узнали, как эпидемия ВИЧ в США началась с Нью-Йорка

В начале семидесятых годов распространение по США вируса иммунодефицита человек (ВИЧ) началось с Нью-Йорка, куда его занес один из жителей, заразившийся на Карибских островах, говорится в статье в журнале Nature.

Сегодня этот человек Гаэтан Дуга, так называемый "пациент ноль", стал одной из самых презираемых фигур в истории человечества, как и других людей, которые намеренно вызывали страшные эпидемии. Однако, по мнению ученого Ричарда Маккея из Кембриджского университета, это мнение ложно: Дуга не был корнем страшной эпидемии ВИЧ, захлестнувшей в 80-е годы Америку.

О начале новой, еще неизвестной науки болезни, ученые заговорили впервые в 1981 году. Тогда в США врачи столкнулись с необычными случаями иммунодефицита среди нескольких наркоманов и гомосексуалистов, живущих в Нью-Йорке и Калифорнии.

Таким образом, в ходе исследований,  в 1983 году и был открыт новый ретровирус, получивший название ВИЧ-1. Также ученые смогли установить и своеобразную сеть распространения  вируса через нескольких геев, постоянно путешествующих по стране и вступавших в сотни и тысячи новых половых контактов.

Один из этих людей, обозначенный в научных статьях как "пациент О" и ошибочно прочитанный прессой как "пациент ноль", занимал в этих сетях центральное место, так как он работал бортпроводником в одной из канадских авиалиний и постоянно путешествовал по Земле. Его имя - Гаэтан Дуга - было вычислено и увековечено журналистом Рэнди Шилтсом, писавшим в 1986 году книгу о ВИЧ.

Объясняется это тем, что в первые дни развития эпидемии ВИЧ и СПИДа медики просто не знали о том, что первые симптомы иммунодефицита развиваются у зараженных людей не сразу, поэтому они посчитали, что Дуга занес вирус, как минимум, в Нью-Йорк и поспособствовал его распространению по Америке.

Маккей, историк по образованию, и ряд генетиков и биологов раскрыли настоящие корни современной глобальной эпидемии ВИЧ и сняли вину со знаменитого "пациента ноль", изучив образцы его крови и "воскресив" те штаммы вируса, которыми заражались американцы в первые дни экспансии "чумы 20 века".

Ученые подошли к решению этой проблемы неортодоксальным способом - они анализировали не образцы крови известных первых носителей ВИЧ, таких как Дуга, а сохранившиеся с 1970-х годов пробы мужчин-геев, проживавших в 1978-1979 годах в Нью-Йорке и Сан-Франциско, и проверявшиеся на заражение гепатитом С. Зачем генетики это сделали?

Маккей и его коллеги предположили, что некоторые пациенты, якобы заразившиеся ВИЧ от "пациента ноль", были уже заражены вирусом ранее. Следы  ВИЧ были найдены в нескольких десятках проб того времени, примерно в 6% от общего числа образцов крови из Нью-Йорка, и в 3% - из Сан-Франциско, что подтвердило гипотезу ученых.

Ученые отобрали пять десятков таких "вещдоков" и попытались извлечь из них вирусные частицы и обрывки РНК вируса. Удалось сделать это лишь в восьми случаях, так как генетический код ВИЧ крайне короток - он состоит всего из 10 тысяч "букв"-нуклеотидов, и сами образцы деградировали за минувшие 45 лет.

Справившись с этой задачей, биологи сравнили эти геномы ВИЧ между собой, с устройством вируса Гаэтана Дуга и образцами ВИЧ, найденными в Африке, определяя степень их родства и положение на "древе эволюции" вируса иммунодефицита по числу мелких мутаций. Оказалось, что Дуга не был "пациентом ноль" - число мутаций в его вирусе и в вирусе американских геев из Калифорнии, тесно связанных с ним, указывало на то, что они не были самыми древними представителями их "ветви" эволюции, хотя и являлись их близкими родственниками.

На самом деле,  более древние и менее мутировавшие версии ВИЧ этого подтипа можно встретить в другой части Нового Света - на Карибских островах, где, как считают авторы статьи, вирус бурно распространялся с начала 1970-х годов, буквально каждый год удваивая популяцию зараженных людей. Вирус, согласно этой версии, появился на Гаити или Ямайке в 1967 году или даже раньше, куда был завезен из Африки.

По расчетам Маккея и его коллег, ВИЧ проник в США в 1971 или 1973 годах, попав сначала в Нью-Йорк вместе с иммигрантами с Гаити. После "миграции" в Америку вирус мутировал и начал  распространяться еще быстрее, удваивая свою "популяцию" каждые 0,8 года. Оттуда, вероятно вместе с людьми, похожими по стилю жизни на Дуга, он попал в Калифорнию в 1976 году и распространился по всей территории США, а затем и по всей Земле.

Как сообщала Правда.Ру, в начале октября врачи Великобритании заявили о первом случае полного выздоровления больного с Вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ) в ходе тестирования нового лечения.

"Мы открываем реальную возможность излечения от инфекции. Это огромный вызов, и мы находимся в начале пути, но достигнутый прогресс впечатляет", - цитирует газета The Independent слова главы Национального института медицинских исследований Марка Самуэльса.

Суть нового лечения заключается в совмещении антиретровирусных препаратов, которые сдерживают развитие болезни, и лекарства, уничтожающего вирус в "дремлющих" клетках.