На западе Турции археологи сделали открытие, которое буквально переписывает карту древнего мира. В окрестностях современного Денизли, на территории античного города Аттуда, они обнаружили культовое место, посвящённое фригийской богине-матери Матар - святилище, которое оказалось значительно западнее всех известных прежде центров её культа.
Команда археологов из Университета Памуккале под руководством Йылмаза Коланджи проводила плановые раскопки в районе Аттуды, когда наткнулась на необычное место. В пещере и прилегающей скальной зоне исследователи нашли высеченные в камне алтари, чаши для возлияний и двойного каменного идола, возраст которых превышает 2600 лет.
"Помимо сооружений и двойного идола, мы обнаружили многочисленные высеченные в скале чаши для возлияний, колодцы и каналы, по которым во время церемоний направлялись жертвенные жидкости и зерно, посвящённые богине-матери Матар", — рассказал археолог Йылмаз Коланджи.
Эти находки позволили предположить, что перед исследователями — полноценный ритуальный комплекс, где когда-то проводились церемонии плодородия, благодарственные обряды и процессии, посвящённые покровительнице природы и изобилия.
Центром комплекса стала "священная пещера" — естественное углубление в скале, в котором древние фригийцы, вероятно, совершали жертвоприношения. Перед входом установлен двойной идол, символизирующий, по мнению учёных, дуализм плодородия — жизнь и смерть, рост и увядание.
Каменные чаши и желоба для возлияний тянутся вдоль всей площадки, формируя своеобразную систему жертвенных каналов. Исследователи считают, что через них во время ритуалов стекали дары богине — вино, молоко и зерно.
Подобные объекты уже встречались на востоке и в центральной части Малой Азии, но никогда ранее — так далеко на западе. Это делает находку в Аттуде уникальной и меняет прежние представления о границах влияния фригийской религии.
Матар (её также называли Кибела) была одной из центральных фигур фригийского пантеона. Богиня-матерь олицетворяла плодородие, землю и циклы природы, а её культ с течением времени распространился за пределы Фригии.
Греки и римляне позже восприняли и адаптировали этот культ под свои религиозные системы, сохранив основные черты поклонения Великой Матери. В эллинистический период Матар стала символом вечной природы, дикой силы земли и женского начала.
До недавнего времени считалось, что влияние фригийской религии ограничивалось центральной и восточной частью Малой Азии, где находились крупнейшие святилища Кибелы - в частности, у подножия горы Сипил. Но Аттуда находится гораздо западнее, ближе к побережью Эгейского моря.
"Это святилище хранит редкие и наглядные свидетельства ритуалов, совершавшихся в честь Богини-Матери. Оно меняет наше представление о религиозном ландшафте фригийцев", — подчеркнул Йылмаз Коланджи в беседе с Anatolian Archaeology.
Таким образом, обнаружение в Денизли стало самым западным подтверждением существования фригийского культа Матар и доказывает, что поклонение богине распространилось гораздо шире, чем предполагали историки.
Фригийское царство существовало с XII по VII век до н. э. и известно, прежде всего, по легендам о царе Мидасе. Однако даже после падения государства традиции его верований продолжали жить.
Поклонение Матар распространилось далеко за пределы Анатолии — вплоть до Афин и Рима. В Римской империи богиню знали как Magna Mater, и её культ стал частью официальной религии.
Святилище в Аттуде показывает, что процесс этого распространения мог начаться раньше, чем предполагалось, и проходил не с востока на запад, а, возможно, в обратном направлении — через прибрежные регионы, активно торговавшие с греками.
| Место | Период | Особенности | Степень сохранности |
| Гора Сипил (Маниса, Турция) | IX-VII вв. до н. э. | Скальный идол Кибелы, древнейший в регионе | Средняя |
| Гордион (Анкара) | VIII в. до н. э. | Культовые алтари и фрагменты жертвенных сосудов | Частичная |
| Иераполис (Памуккале) | VI в. до н. э. | Храмовый комплекс в термальной зоне | Хорошая |
| Аттуда (Денизли) | VII-VI вв. до н. э. | Пещера, двойной идол и каналы для возлияний | Отличная |
Ошибка: считать Аттуду периферийным поселением.
Последствие: недооценка роли региона в распространении культа.
Альтернатива: рассматривать Денизли как важный центр религиозного взаимодействия Фригии и эллинского мира.
Ошибка: интерпретировать пещеру как природное образование без культа.
Последствие: упускается ритуальный контекст.
Альтернатива: изучать ландшафт как часть сакральной архитектуры.
Археологи не исключают, что вокруг Аттуды скрыто ещё несколько культовых комплексов, связанных с поклонением богине-матери. По словам Коланджи, раскопки продолжаются, и уже найдено несколько участков с характерными следами жертвенных обрядов.
Если прогноз подтвердится, западная Турция может стать новым археологическим центром изучения фригийской религии.
Открытие в Аттуде напоминает: даже спустя тысячелетия древние верования продолжают открывать нам новые грани истории и показывать, как далеко простирались корни одной из самых загадочных религий древнего мира.