Почему на Плутоне царит ледяной холод

Астронавты при помощи зонда New Horizons исследовали систему Плутона и его спутников и обнаружили на карликовой планете необычайно низкую температуру. Бортовые инструменты зонда продемонстрировали -201 °С, пишет Nature.

Орбита Плутона проходит в среднем в 5,9 млрд км от Солнца, в 40 раз дальше Земли, гравитации, способной создать расплавленное ядро или удержать атмосферу, здесь недостаточно, но все равно расхождение с температурой Земли огромное.

Астрофизик из Калифорнийского университета в Санта-Крузе Си Чзан и его коллеги считают, что все дело в легкой "туманной оболочке", повисшей над поверхностью карликовой планеты. Ученые предполагают, что под действием УФ-лучей, долетающих от Солнца, газы разреженной атмосферы Плутона (в основном это метан и азот) вступают в реакции с образованием менее летучих соединений. Их линии в изобилии обнаружили бортовые спектрометры зонда New Horizons — это толины, придающие льду красно-бурый цвет.

Точный состав частиц еще предстоит установить, но, видимо, они образуются в верхних слоях атмосферы, конденсируются в капли и постепенно снижаются. Они эффективно поглощают даже то слабое излучение Солнца, что достигает орбиты Плутона, и рассеивают его в космос, тем самым способствуя дополнительному охлаждению поверхности карликовой планеты. Такую особенность ученые назвали уникальной.

По оценке Чзана и его соавторов, в теплообмене атмосферы Плутона действие этих "туманных частиц" должно быть доминирующим вплоть до высоты 700 км. Действуя примерно так же, как пот, уносящий тепло с поверхности нашей кожи, необычная атмосфера Плутона заставляет его охлаждаться даже сильнее того, что можно ожидать от такого далекого ледяного тела.

Ранее "Правда.Ру" сообщала, что ученые NASA рассказали, как на экваторе Плутона появились ледники. Эти ледяные отвесные глыбы поднимаются в высоту до нескольких сотен метров.

Разглядели ледники на снимках, сделанных New Horizons. Из-за низких температур метан на Плутоне превращается в лед так же, как вода на Земле. И в высокогорных районах экватора с метановым льдом происходят те же процессы, что и с водяным льдом.

Плутон открыл землянам новые горизонты