Как "прижать" плагиаторов без ущерба для науки? — мнение

Эксперт: Борьба с плагиатом в диссертациях переходит в охоту на ведьм

Министерство образования и науки разработало пакет изменений в Положение о присуждении ученых степеней, по которым подавать заявление о лишении ученой степени из-за некорректных заимствований в диссертации можно будет только при наличии вступившего в силу решения суда по факту нарушения авторских прав.

"В случае, если заявление о лишении ученых степеней подается в связи с нарушением требований, установленных пунктом 14 настоящего Положения, то к такому заявлению прикладывается копия судебного решения о признании нарушения авторских прав лицом, в отношении которого подано заявление", — говорится в официальном документе ведомства.

Отметим, что, например, сообщество "Диссернет" ранее публиковало результаты анализа диссертаций многих российских политиков и общественных деятелей. В них, по данным организации, неоднократно были обнаружены множественные некорректные заимствования. Одним из самых резонансных стало обвинение против главы минкомсвязи Николая Никифорова. "Диссернет" утверждал, что в его диссертации есть "масштабные некорректные заимствования", претензии возникли более чем к 30 процентам содержания диссертации. Однако 10 августа 2016 года минобрнауки отказало сообществу в лишении министра степени кандидата экономических наук.

Ситуацию с якобы подобными расследованиями Pravda.Ru прокомментировал независимый аналитик в сфере образования Борис Деревягин.

"В этой истории с плагиатом гораздо больше политики, чем заботы о науке. По факту была объявлена охота на ведьм. Это подрыв всей академической корпорации", — отметил собеседник Правды.Ру.

"Ситуация, связанная с лишением степеней, не просто обвинением в плагиате, а с лишением степеней, — это конфликт, и здесь действительно необходимо судебное разбирательство. Вопрос с заворачиванием работ — это дело комиссии. Вопрос лишения степени — это вопрос административный, государственный. И здесь давать ВАКу или какой-то другой организации надсудебное или внесудебное право, право презумпции виновности, на мой взгляд, некорректно.

Но если реально доказана фальсификация работы, если доказано, что человек воспользовался этим в корыстных целях, ввел людей в заблуждение, большое количество пострадало и понесло моральный ущерб от этого, то, естественно, нужно, чтобы это разбирал суд. Тут вполне уместно не просто лишение степени этого человека, а какие-то штрафы или санкции.

Однако если люди решают конструктивные вопросы — развитие науки, развитие экономики, повышение прозрачности и эффективности управления страной, то существует большое количество других вполне спокойных и эффективных инструментов, которые позволят решать проблему без политического ажиотажа", — рассказал Правде.Ру Борис Деревягин.

Полный текст интервью читайте в публикациях Pravda.Ru

Обсудить