Почему порезы и царапины заживают днем быстрее

Биологи из Кембриджского университета выяснили, что циркадные ритмы касаются не только мозга, но охватывают едва ли не все ткани и органы, включая печень и легкие. Днем, например, раны заживают быстрее, чем ночью, сообщает Science Translational Medicine.

Авторы изучали поведение фибробластов, основных клеток соединительной ткани. Формируя межклеточный матрикс, каркас для роста новых тканей, они играют ключевую роль и в заживлении повреждений. Они подчиняются и циркадным ритмам активности: даже на культурах клеток, растущих "в пробирке", без всяких внешних стимулов, показаны суточные колебания производительности различных генов. Биологи провели поиск белков, количество которых строго варьирует с течением времени.

Обнаружилось, что такие колебания происходят с белками, образующими динамичный актиновый "внутренний скелет" клеток, благодаря которому они не только удерживают форму, но и перемещаются. Такое перемещение особенно важно для восстановления поврежденных участков ткани, и ученые предположили, что днем, когда цитоскелет активнее, заживление будет происходить быстрее.

Авторы проверили это на культуре фибробластов, рассекая их прямо в чашках Петри. И действительно, разница между скоростью восстановления днем и ночью оказалась разительной. Днем миграция фибробластов шла почти вдвое быстрее.

Этот эффект продемонстрирован и на лабораторных мышах. Проявляется он и у людей. Так, полученные ночью ожоги в среднем заживают на 11 дней дольше "дневных".

Ранее "Правда.Ру" сообщала, что медики назвали причины, по которым человек плохо засыпает. Так, вопреки расхожему мнению, ухудшает качество сна алкоголь.

Уснуть с алкоголем многим может быть проще, но с утра человек может проснуться более уставшим, так как он не получил достаточного количества глубокого сна. Мешают уснуть яркий свет, смартфон, телевизор: синий свет, который испускают экраны, подавляет в организме работу гормона сна мелатонина.