Предок химеры оставил после себя древнейший мозг

В горах американского штата Канзас найден древнейший мозг. Ученые уверенны, что он принадлежал предку химеры, жившему около 300 миллионов лет назад. В мозге была обнаружена большая доля, отвечавшая за зрение, оптический нерв, а в самом черепе крупные отверстия глазниц.

Мозг предка химеры обнаружил французский биолог Алан Прадель из Национального музея естественной истории Парижа, когда исследовал останки найденной в США доисторической рыбы. Он сканировал окаменелый материал и провел микротомографию, также смоделировал строение черепа на компьютере и обнаружил в центре одного из рыбьих черепов плотный симметричный объект. Он оказался минерализованным мозгом, а принадлежал ископаемому виду иниоптериксу Sibyrhynchus denisoni , который считается предком современных химер и акул.

Читайте также: Просверлить череп? Что может быть лучше!

«Долгое время палеонтологи исследовали морфологию мозга исходя из размеров черепной коробки, ведь мягкие части не сохранялись. Ископаемые мозги очень редки, а этот, судя по всему, самый древний экземпляр», — уверен Прадель.

Мозг был доставлен в исследовательский центр в Гренобле, где была изучена его структура, размер и отходящие нервы. Как выяснилось, его размер не превышает 1,5×7 миллиметров. Он гораздо меньше, чем сам череп, что является нормальным для позвоночных нижних классов, у которых в определенный момент развития мозг перестает расти, а череп продолжает увеличиваться.

Ученые обнаружили в мозге большую долю, отвечавшую за зрение, оптический нерв, а в черепе — крупные отверстия глазниц. Прадель уверен, что совокупность этих данных позволяла иниоптериксу хорошо видеть. Слышал он гораздо хуже: доли, отвечающие за слух, не развиты. Древняя рыба не только плохо слышала, но и плохо ориентировалась в пространстве.

Если обычно у животных за ориентацию и балансировку отвечают три доли коры головного мозга, то ушной канал иниоптерикса был весь сведен в единую горизонтальную плоскость. Другими словами, предок химеры мог отличать движения влево-вправо, но не реагировал на движения вверх-вниз.