Большинство россиян выступают за предложение Минздрава полностью запретить продажу сигарет лицам, родившимся после 2014 года. Об этом свидетельствуют результаты опроса Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ).
К слову, идею поддерживают даже курильщики — примерно 60% опрошенных. Против высказались 36% респондентов. Однако в минюсте заявляют, что это противоречит основным российским законам. Там отметили, что запрет на продажу сигарет гражданам, которые родились после 2014 года, противоречит Конституции и Гражданскому кодексу.
Действительно, это выглядит как дискриминационная мера. Но и ситуация, когда государство выделяет значительные средства на систему здравоохранения, а тем временем граждане принимают отравляющие вещества, просто потому что считают это традицией, тоже является довольно абсурдной.
Не слишком ли радикальные меры предлагает минздрав, Pravda.Ru спросила у профессора, доктора медицинских наук, руководителя ФГУ "ФНЦ трансплантологии и искусственных органов им. академика В. И. Шумакова" минздравсоцразвития России, члена-корреспондента РАМН Сергея Готье.
— Нужно ли так усердно бороться с курением?
— Бороться надо было значительно раньше. И, конечно, нужно, почему нет. Курение — это совершенно однозначное токсическое воздействие на организм с системным повреждением всех органов.
На каждого курение действует по-своему. Один может курить 70 лет, и ему ничего не будет, а другой "сгорает" через 20. Это дурная привычка, от которой нужно освобождаться. Человек не приспособлен для этого. Ведь изначально курение было связано с наркотиками, с желанием уйти в какой-то другой мир. Но если наркотики разрушают психику, то это разрушает все остальное. Я считаю, что человек не должен этого делать и не должен видеть, как это делают люди другие.
— Какие катастрофические последствия могут быть?
— Прежде всего это поражение сосудов, атеросклероз, рак легкого. Это очень серьезные вещи. Мы, хирурги, с этим сталкиваемся сплошь и рядом.
— Достаточны ли предлагаемые меры?
— Это не будет работать сразу, потому что для этого нужна еще и чисто психологическая обстановка, которая должна способствовать формированию таких принципов. Нужно еще воспитание в семье, воспитание в обществе, наглядный пример более уважаемых людей и т. д.
Мне кажется, что ничего ужасного и социально опасного в предложении Минздрава нет. Может быть, это не достаточно радикально, чтобы решить проблему, но для этого надо работать.
— Вы оперируете людей, есть ли принципиальная разница между курящими и не курящими?
— Конечно. Я провожу тяжелые операции, исход которых часто зависит и от послеоперационного течения, а конкретно — от состояния легких, например. Естественно, разница есть.