Морская торговля медленно идет ко дну

В ближайшее время у причалов будут ржаветь суда, которым нечего будет перевозить. Кризис сокращает объемы торговли, и судостроителям, в том числе и российским, придется перейти на голодный паек.

Ведущий эксперт Центра политической конъюнктуры России (ЦПКР) Дмитрий Абзалов рассказал Bigness.ru, что экономический спад, конечно же, привел к снижению всех грузопотоков. А морской транспорт является одним из наиболее капиталоемких.

Старший научный сотрудник Центрального научно-исследовательского института морского флота (ЦНИИМФ) Александр Романенко констатировал, что международное судоходство, портовое хозяйство, судостроение, судоремонт и другие морские отрасли сталкиваются с нарастающими проблемами. Последствия экономического спада все больше ощутимы в мировой морской индустрии сразу с двух сторон.

Другим негативным следствием кризиса становится снижение мирового спроса на морские транспортные услуги, что ставит в бедственное положение не только собственно судоходство, но и морскую индустрию в целом, отметил Романенко.

Негативные явления, вызванные кризисом ликвидности в США, по цепочке передаются на морской транспорт, который обеспечивает более 90 процентов всей международной торговли. По прогнозам, в 2009 году мировой товарооборот сократится до минимального уровня за два десятилетия.

Портовый бизнес, как рассказал Романенко, еще сможет подвести итоги 2008 года с более или менее положительными результатами. Но из ряда портов уже приходят сообщения о неожиданном увеличении объемов невостребованных грузов, которые переполняют площадки терминалов. Нехватка финансовых средств и спад грузопотока все чаще вынуждают портовиков сокращать рабочие места, пересматривать программы модернизации и новые проекты.

Острый кредитный дефицит дезорганизует фрахтовые рынки: прерываются и рассыпаются долгосрочные чартерные соглашения, годами складывающиеся между грузовладельцами, фрахтователями и перевозчиками.