Федеральная резервная система США по-прежнему не исключает, что базовая процентная ставка сохранится на уровне 0,25-0,5 процента годовых в течение некоторого времени.
Решение ФРС США Pravda.Ru прокомментировал руководитель направления "Финансы и экономика" ИНСОР, экономист Никита Масленников.
"Решение было ожидаемым, вероятность повышения ставки именно на мартовском заседании рассматривали как довольно невысокую. Показатель колебался буквально в последнюю неделю между четырьмя и шестью процентами. Но решения лета уже оценивают в 68 процентов. Поэтому рынки выстроились на плавное повышение ставки в течение года. Один раз, как минимум, они это сделают", — подчеркнул экономист.
Как отмечают эксперты, после первого повышения в декабре мы получили долларовое ралли, что не слишком хорошо для торгового и платежного баланса США. Эти показатели ухудшились в начале года. Кстати, сильно переукрепленный доллар не на пользу американской экономике. Тем более, что пока четвертый квартал прошли уже не с темпом 0,7, а чуть выше одного процента.
"Это были сигналы на то, что в экономике США начинаются некие процессы ослабления деловой активности, торможение. Естественно, в этих условиях ФРС не мог позволить себе поднять ставку именно в марте, поскольку трудно достижима вторая цель.
У ФРС мандаты отвечают за два показателя. Во-первых, чтобы безработица была ниже пяти процентов, и это достигнуто уже несколько месяцев. Американский рынок труда находится в относительном состоянии, фактически соответствует критериям труда и занятости. Напомню, что это достаточно условное название, потому что рынок не внушает опасения, когда уровень безработицы не превышает пяти процентов. Это достигнуто.
Что касается второй цели — процента инфляции на годовом треке, - то здесь пока все достаточно неустойчиво. По итогам февраля были некие слабые наметки, что все-таки цены начинают себя вести так, как ожидала ФРС, то есть появляются некие признаки, что монетарная цель может быть достигнута.
И если так, то ФРС должна тоже сдерживать свои действия по ставке. Потому что если и увеличивать ставку, то несколько приглушая экономическую активность, по крайней мере, в первые недели, потом все это выравнивается.
Тем не менее, нужно еще иметь ввиду эффекты для фондового рынка. Американцы со всем миром вначале года корректировали лишь низ, и только сейчас какие-то тенденции более-менее стабильного характера мы видим на фондовом рынке Америки", — рассказал Правде.Ру Никита Масленников.
ФРС повышала ставку в декабре, в том числе, и для того, чтобы ускорить сдутие "пузыря", который возник в течение прошлого года на рынке американских акций. Но задача в принципе решена в целом по миру. Этот момент важно иметь ввиду, потому что тут слишком много ограничивающих факторов.
Что дальше будет делать Федеральный резерв?
"Очевидно, он будет придерживаться своего курса, ориентируясь на базовые цены, которые сам перед собой ставит. Естественно, тщательнейшим образом изучит рынок труда, динамику цен, состояние экономики в целом. Оценит резко выросшие внешние риски. Американский Центробанк на это постоянно обращает внимание. Он долгое время убирал внешние вызовы из своих пресс-релизов, потом это вернулось.
Все участники рынка весьма напряженно следят за ситуацией в Китае. Американцы должны вести себя крайне осторожно, потому что любое действие провоцирует подорожание доллара. Понятно, что если ставка растет, то возникает эффект удорожания валюты. Для экономики страны это не слишком хорошо, потому что сразу появляются затруднения для экспортеров.
У всех остальных тоже проблемы. Во-первых, летят валюты развивающихся стран. Во-вторых, резко дорожают долги, и корпоративные, и суверенные, которые номинированы в американской валюте. И, в-третьих, еще происходит усиление оттока капитала из развивающихся стран туда, где были более высокие ставки", — отметил в своем комментарии Правде.Ру Никита Масленников.
Как повлияет решение ФРС на российский ЦБ, пока не ясно. У Центрального банка есть право воздерживаться от любых оценок, взять "неделю молчания", которая проходит накануне совета директоров.
"Пока, как утверждают некоторые мои коллеги, потенциал для снижения ставки существует, и Центральный банк мог бы пойти на этот шаг для того, чтобы подтолкнуть другие.
Тем не менее, это очень рискованно, потому что чтобы дать сигнал по удешевлению корпоративных кредитов, нужно ставку снижать более чем на один процент, что сейчас достаточно затруднительно. Санкционные риски остаются достаточно высокими, и хотя годовая инфляция к концу февраля составила 8,1 процента, а ставка сейчас 11 процентов, тем не менее прогнозные модели показывают, что со второго квартала у нас начинается стабилизация снижения темпов роста цен и они на этом уровне проведут весь второй квартал.
Март показал, что инфляция достаточно стабильная. Но тем не менее накопленные эффекты последних негативных событий придутся на второй квартал. Поэтому не исключено, что мы даже в летние месяцы увидим некое повышение годовой инфляции против текущих уровней.
Я думаю, что ЦБ умерит свою жесткую риторику по инфляционным рискам и даст сигнал рынку, что вероятно снижение ставки. Хотя определенная часть банковских аналитиков считает, что риски некоего глобального торможения еще достаточно высоки", — заключил свой комментарий для Pravda.Ru Никита Масленников.
Читайте последние новости Pravda.Ru на сегодня
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.