Бюджет-2016: Все не так плохо, как кажется

Pravda.ru уже отмечала, что федеральный бюджет на 2016 год — это достаточно интересный документ. Пуганая ворона куста боится, и мы сами себя убеждаем в том, что у нас ситуация в экономике очень тяжелая, чуть ли не катастрофическая, одним словом — стагнация. Но давайте посмотрим на цифры и основные характеристики федерального бюджета.

Рост дохода федерального бюджета предусмотрен

Основными характеристиками считаются общий объем доходов, общий объем расходов и объем дефицита или профицита, которые утверждается в Думе уже в первом чтении, когда принимают бюджет. И, что важно, — это те цифры, которые раньше, когда бюджет планировался на трехлетнюю перспективу, утверждались на перспективный период. Так вот что же происходит с нашими основными показателями нашего федерального бюджета?

Как ни странно, в запланированном бюджете на 2016-й год, не смотря на то, что он базируется на консервативном прогнозе социально-экономического развития, предусматривающем самые разные тяготы и сложности, тем не менее, рост дохода федерального бюджета предусмотрен.

Если в 2015 году объем доходов федерального бюджета составил 13 триллионов 300 миллиардов рублей, то на этот год планируют 13 триллионов 700 миллиардов рублей. Конечно, это не те рубли — инфляция отъедает большой кусок, и, конечно, это значительно меньше, чем планировалось в 2014-м году, когда принимался бюджет на 2015 год и на плановый период до 2017 года. Тогда планировалось, что в этом году бюджетные доходы составят 15 триллионов 800 миллиардов рублей.

Есть очень важный индекс, который показывает способность государства управлять ситуацией в бюджетной и вообще экономической сферах — отношение доходов (или расходов — там разница не очень большая) федерального бюджета к валовому внутреннему продукту страны. Это очень важный показатель, потому что он предусматривает, какая часть валового внутреннего продукта (и косвенно, какая часть национального дохода) перераспределяется через бюджет. Так вот в 2016-м году коэффициент доходов федерального бюджета по отношению к ВВП снизится на пол процентного пункта, составив 17,5 процентов от валового внутреннего продукта страны, тогда как в прошлом году они составляли 18 процентов.

Бюджет исходит из роста нефтегазовых доходов в 2016 году

Снизится и доля нефтегазовых доходов федерального бюджета в ВВП, с 8 процентов до 7,7 процентов. Иными словами, в условиях кризиса, доля перераспределяемого государством национального богатства снижается в пользу частников и населения.

Бюджет исходит из роста нефтегазовых доходов в 2016 году. На чем основывается этот оптимизм? Во-первых, нужно понимать, что они вырастут в номинальном выражении по сравнению с 2015 годом, в котором инфляция была неоправданно высокой. В 2016-м она должна снизиться. И есть основания полагать, что к концу 2016-го года цены на нефть вырастут.

Это будет связано прежде всего с тем, что будет уничтожена нелегальная торговля нефтью, этот черный демпинг, который осуществляют, как мы раньше думали, запрещенная у нас организация ДАИШ, а как сейчас выясняется, в этом напрямую завязано и руководство Турции.

Так вот этот демпингующий фактор, сбивающий цену на нефть, прекратит действовать, экономический рост и рост потребления, прежде всего, в народном Китае будет быстро расти согласно решениям летнего Пленума ЦК КПК, и будут закрываться как нерентабельные самые дорогостоящие западные нефтедобывающие проекты, такие как сланцевые или глубоководные.

И все это приведет, я надеюсь, в 2016-м году к росту цен на нефть, а не сокращению, как запланировано в нашем федеральном бюджете. Что ж, их можно понять, они готовятся к худшему, наверное, так и нужно.

У нас пока не будет меняться законодательство в части налогообложения нефтегазового сектора, грубо говоря, этот этап великой политической борьбы, которая, как шутят злые языки, предопределяет всю внутреннюю политику России, между двумя главнейшими политическими партиями России — Партией Газпрома и Партией Роснефти — закончилась пока вничью, решение отложено. Но это означает, что запланированный налоговый маневр в нефтяной отрасли пока не будет осуществляться. Ставка и вывозная пошлина на нефть останутся прежними, и налог на добычу полезных ископаемых в применении к газу и газовому конденсату тоже не будет меняться.

Нефтегазовые доходы федерального бюджета вырастут достаточно заметно с 5 триллионов 900 миллиардов рублей до 6 триллионов 45 миллиардов рублей, причем показательно, что это будет идти на фоне снижения доли нефтегазовых доходов к ВВП. Конечно, следует иметь в виду, что это речь идет про номинальные показатели, а инфляция, видимо, будет высокой — с нынешним центральным банком каши не сваришь.

Рост основных налогов

В части роста доходов федерального бюджета интересно, что рост основных налогов — на добавленную стоимость, на прибыль организаций, на доходы физических лиц — не планируется. Ожидается, что они будут сохраняться на том же уровне или даже будут снижаться.

А рост ненфтегазовых доходов ожидается за счет продления нормы о зачислении доходов от управления средств резервного фонда и фонда национального благосостояния в бюджет, а это огромные деньги. У нас традиционно правительство критиковали за то, что они держат резервный фонд и фонд национального благосостояния в иностранной валюте и западных банках.

Но на самом деле, сейчас курсовая разница — это прямые поступления в федеральный бюджет. Это огромный резерв для правительства, который оно может использовать напрямую для решения своих тактических задач. Кроме того, будут повышены ставки утилизационного сбора в отношении автомобилей, увеличится до 90 процентов доля прибыли Центрального банка, которая зачисляется в федеральный бюджет.

А в части расходов планируется снижение на полпроцентных пункта доли расходов федерального бюджета в ВВП с 21 процента до 20,5 процентов.

Так что, давайте прежде всего договоримся о том, что все не так катастрофично, особенно с учетом откровенно панического прогноза социально-экономического развития — обжегшись на молоке, в правительстве дуют на воду. Этот бюджет будет лучше, чем бюджет прошлого года. То есть, с точки зрения государственных расходов, хуже, чем в прошлом году, уже не будет, а вот лучше еще вполне может стать.

Автор Саид Гафуров
Саид Гафуров — политолог, руководитель направления "Восток", ведущий прямых эфиров Правды.Ру *
Обсудить