Когда-то в нашей стране была популярна песня, где были такие слова: "Издалека долго течет река Волга". Сегодня Волга все также течет, хотя в последние годы все чаще сообщают о массовой гибели птиц и рыб, обитающих в реке.
Все чаще экологи, в основном общественные, бьют тревогу из-за чудовищного загрязнения воды не только водорослями, но и химическими элементами с расположенных на реке предприятий или из близлежащей канализации. И живая когда-то вода становится мертвой.
Конечно, все можно сваливать, например, на "наследие прошлых времен". Мол, это уже не река, а "каскад гидротехнических сооружений с непроточным режимом". Но политического наследия уже нет четверть века, а экологическая ситуация только усугубляется.
Причем неблагополучная ситуация с экологией — в небесах, на земле и на море — сложилась по всей России.
Конечно, власть в центре и на местах вроде бы не сидела на месте, традиционно выдавая на гора десятки федеральных, целевых и государственных научно-технических программ.
Затрачены на них были миллиарды, но ситуация с экологией не улучшилась. Впрочем, в свете последних событий — это очевидно. Ведь экологию творим мы сами. А когда за этим стоят большие прибыли, не до чистого воздуха и питьевой воды в России. Плохо с экологией и за рубежом.
Может быть, поэтому в ходе недавнего визита Путина в Индию глава Российского экспортного центра (каких только центров не появилось в новой России) Андрей Слепнев заявил о желании принять участие в проектах по очистке реки Ганг в Индии.
По его словам, Россия имеет "богатый опыт осуществления масштабных национальных инфраструктурных проектов в сфере транспорта, безопасности, энергетики и иных важнейших сферах".
Судя по загрязнению окружающей среды в России, катастрофической ситуации с вырубкой и выжиганием леса, перманентным ростом цен на топливо и продукты энергетики, "богатый опыт" выливается только в сверхдоходы стоящих у руля подобных программ.
Может быть, поэтому тот же Ганг более выгоден нашему бизнесу, нежели несущие грязные воды Волга или тот же Иртыш. Хотя последний помогают нам загаживать и Китай и Казахстан.
А зная, что премьер-министр Нарендра Моди основал фонд "Чистый Ганг" и призвал делать взносы в него для поддержки национальной кампании по очистке реки, опасаешься отечественных "прожектеров".
Вдруг и они под "крышей" очистки какой угодной речки начнут предлагать делать взносы. Хотя, как показывают наши реалии, — это, скорее всего, может пойти отдельной строкой в платежке ЖКХ.
От руководителей страны не отстают и депутаты. Поддержав пенсионную реформу президента, оппозиция уже перестала быть "карманной" оппозицией, а стала, по сути, филиалом "ЕР" с правым или левым оттенком. В зависимости от того, откуда падает свет.
После принятия недавнего далекого от экологии закона — о значительном сокращении водоохранной зоны Байкала, избранники народа вообще решили убрать из лексикона слово "заповедник", нанеся удар по многострадальному озеру.
В случае принятии правительственного законопроекта берега заповедного озера на легальных основаниях будут активно застраиваться под видом жилых домов турбазами и гостиницами.
Хотя и подается это нововведение под соусом дать "возможность фермерам строить дома на сельхозземлях, где они работают", тем не менее иркутской эколог Виталий Рябцев закономерно обратил внимание на один нюанс, который звучит так — "вне зависимости от категории земель".
То есть подобное строительство станет возможным на землях особо охраняемых природных территорий. Тем более что многие национальные парки имеют в своих границах земли сельхозназначения, включенные в их состав "без изъятия из хозяйственного использования".
Нередко это — самые вкусные участки — прибрежные территории озера Байкал.
Еще в 1999 году администрация Ольхонского района обратилась в Правительство РФ с просьбой об изъятии 110 тысяч га земель сельхозназначения из состава заповедника. Тогда не вышло. Другая попытка была предпринята в 2009 году. И, наконец, по байкальскому омулю решили ударить Медведев вкупе с депутами.
В таких делах у нынешнего состава Госдумы большой опыт работы. Еще разочек сорганизуем слушания, хорошо бы общественные, на каждую главу создадим по рабочей группе. Подумаем, помозгуем и… примем. Кто ж на Байкале отдохнуть не захочет!
Когда-то также депутаты под видом заботы о ближнем давали любой ночлежке гостиничные "звезды", лишь бы узаконить существование хостелов или ночных забегаловок в многоквартирных домах.
Впрочем, не расстраивайтесь. "Никуда не денется ваша река и через тысячу лет", — как сказал один мой знакомый, большой любитель природы, кстати. И добавил: "Люди или сдохнут, или просто приобретут такую устойчивость к мутагенам и загрязнениям, что нам останется только позавидовать. А все остальное — эмоции".
Эмоции эмоциями, но грибы-то уходят. И начался этот процесс не сегодня.
Когда-то в 1970-х годах прошлого века за пару часов я набирал в поленовских местах Тульской области несколько десятков белых грибов. Сыроежки не в счет.
Но вот в этих местах появились госплановские дачи с букетом сопутствующей грязи. На опушках леса стал вырубаться молодняк, выросли кучи мусора, под ногами захрустело бутылочное стекло. И грибы стали исчезать… Даже поганки.
Источник фото: pixabay.com
Читайте также: