Можно ли с оружием в руках собирать деньги на лечение онкобольных?

Церковь и оружие: борьба за жизнь смертью?

На Украине в Днепропетровске прошел стрелковый слет, участники которого собирали деньги на помощь больным детям между выстрелами. Может ли жертва быть угодной Богу, когда она добывается вразрез с Его заповедями? Когда и в каких редких случаях Церковь допускает использование оружия против человека? И что говорят об убийстве Ветхий и Новый Заветы?

В Днепропетровске прошла акция под прелюбопытнейшим названием "Оружие за жизнь". Название — лишь первый его парадокс. Его организаторами, помимо Всеукраинской ассоциации владельцев оружия, стал благотворительный фонд "Лампада жизни" и православные братства Днепропетровщины. Как нашли общий язык столь непохожие по духу организации?

Читайте также: Вооружение богатых

Цель их сотрудничества на словах была самая благородная — собрать помощь онкобольным детям в рамках благотворительного марафона. Забегая вперед, скажем: удалось собрать аж около 900 долларов. Сумму, на которую и приличного ружья не купить. А о реальной помощи больным раком детишкам (одна ампула для курса химиотерапии может стоить сотни долларов) говорить даже стыдно.

Зато идеологическое содержание акции удалось. Вначале в небо взвились белые голуби мира, а потом пошло: метание ножей, стрельба из арбалетов и ружей по мишеням, и друг в дружку — из пейнтбольных ружей. Все — под лозунгом помощи больным детишкам.

Кстати, под это тоже была подведена идеологическая база. Дескать, борьба за здоровье несчастных детей сродни борьбе вооруженной. Ибо "как человек на поле боя борется за свою жизнь и оружие — это единственное, что его защищает, так же и онкобольные дети изо всех сил борются за свою жизнь, и оружие должно им помочь". Ну да, а еще можно сказать "спасибо" гонке вооружений за то, что гигантские суммы вместо медицины направляются правительствами на подготовку и участие в военных конфликтах.

Авторам этого перла хочется сказать "спасибо" за честность, пусть даже граничащую с цинизмом. И веру — которую  хочется назвать изуверством. Да, больные дети борются за жизнь, но не ценой отбирания жизней чужих. Это в древних религиях были приняты жертвоприношения, чтобы "умилостивить богов" — а Бог Нового Завета Сам стал единственной и неповторимой жертвой за жизнь мира.

Между тем, оружие является средством убийства человеком человека. То есть "ближних своих" — даже если в какие-то моменты они кажутся врагами. Конечно, на войне, когда речь идет о выживании народа, друзей, семьи, выбирать способы противодействия не приходится. Поэтому в Православии защита Родины с оружием в руках вполне допустимо. Но допустимо как "меньшее зло", а не как богоугодное дело вроде милостыни или аскетических подвигов в пустыне. Или того же миротворчества.

Конечно, с подачи наших братьев-протестантов, преимущественно с американской пропиской, идея того, что лучшее "миротворчество" — вооруженное до зубов, проникла и в православную среду. Недаром одна из самых популярных моделей револьвера полковника Кольта во времена покорения Дикого Запада именовалась Peacemaker (Миротворец). А в XX веке юмористы из Пентагона нарекли так межконтинентальную баллистическую ракету с ядерной боеголовкой.

Неудивительно, что вопреки декларируемому неприятию западных ценностей представителями "радикального православия", философия "добро должно быть с кулаками" пустила в их среде глубокие корни. Что и выливается в такие гротескные мероприятия, как "военно-православный слет" в Днепропетровске.

Тем более, что вопреки заверениям в желании владеть оружием и совершенствовать навыки обращения с ним для сражений за Родину, члены стрелковых ассоциаций обеспокоены совсем другим. А именно — личной безопасностью. Что, разумеется, подразумеваетиспользование оружия против человека.

Конечно, в западной правовой модели, где "священным" является право частной собственности, ее владелец может запросто лишить жизни не только вора, но и просто чужака, по каким-то причинам оказавшегося в его доме без приглашения. Однако на постсоветском пространстве "передовые" взгляды пока не очень прижились — поэтому статья о "превышении необходимой обороны" все еще действует. Даже в Иране, чье законодательство основано на средневековом Шариате, воришкам отрубают руку, но не голову.

Читайте также: Россияне - за самооборону без оружия

И основания к трепетному отношению к человеческой жизни — самые что ни на есть библейские. Причем не только Новый Завет с его "любите врагов ваших" — но и Завет Ветхий к "частному убийству", совершенному не на войне, очень строг. Уже в самых первых главах Библии, в книге Бытия, однозначно постулируется: "кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукою человека: ибо человек создан по образу Божию" (Быт. 9:6) (Хороший повод подумать тем, кто считает, что оружие "спасает" его жизнь! На самом деле, оно дает лишь временную отсрочку в исполнении Божественной Справедливости)

А в Пятикнижии Моисеевом, книге Чисел на этот счет говорится еще более категорично: "Да будет это у вас постановлением законным в роды ваши, во всех жилищах ваших. Если кто убьет человека, то убийцу должно убить по словам свидетелей; но одного свидетеля недостаточно, чтобы осудить на смерть. И не берите выкупа за душу убийцы, который повинен смерти, но его должно предать смерти.

Не оскверняйте земли, на которой вы будете жить; ибо кровь оскверняет землю, и земля не иначе очищается от пролитой на ней крови, как кровью пролившего ее. Не должно осквернять землю, на которой вы живете, среди которой обитаю Я; ибо Я Господь " (Числ. 35:29-31; 33-34).

Исключением в указанных постановлениях иудейского закона являлось убийство по неосторожности: невольный убийца мог избежать мщения в "городах убежища". Однако за их пределы которых он не мог выйти без риска для жизни. Поэтому православные каноны столь категоричны в отношении пролития крови священнослужителями — это влечет для них лишение сана. Исключение не делается даже для охоты.

А желающим совместить несовместимое — культ орудий смерти и борьбу за жизнь больных детей — и утешить совесть пожертвованиями в их пользу неплохо было бы помнить, что не всякая жертва угодна Богу. А то подобная "благотворительность любой ценой" может завести очень далеко. Сегодня собирают деньги онкобольным члены стрелковых клубов, завтра "трансфер" поступит Церкви от щедрот международных торговцев оружием, потом к ним захотят присоединиться продавцы наркотиков, сутенеры, издатели порножурналов…

Читайте также: Батюшки и армия: шинель и ряса совместимы?

А ведь Библия говорит: "Не вноси платы блудницы и цены пса в дом Господа Бога твоего ни по какому обету, ибо то и другое есть мерзость пред Господом Богом твоим. (Втор.23:18)

Впрочем, если владельцы оружия действительно хотят помочь больным детям - прекрасно! Конечно, максимальную помощь они могли бы изыскать оказать, если бы решились потратить деньги не на покупку ружей, а на благотворительность, или, вместо стрельб в Днепропетровске, сэкономили на боеприпасах. А то на ветер пустили в разы больше, чем пожертвовали на лечение.

Однако "гуманисты" с оружием в руках предпочли пиар для получения "индульгенции", чтобы очистить свою, видно, не очень спокойную совесть. А в итоге поставили и себя, и Церковь в двусмысленное положение.

Читайте самое интересное в рубрике "Религия"

Автор Юрий Носовский
Юрий Носовский — журналист, внештатный корреспондент Правды.Ру
Куратор Ольга Гуманова
Ольга Гуманова — журналист, психолог-консультант *