Кто такой миссионер? Какой должна быть его проповедь, чтобы неверующий человек захотел креститься и жить по Евангелию? Обязательно ли ему ехать на край земли и проповедовать Христа дикарям, или миссионеры нужны и в христианских странах? Иллюстрацией жизненного пути истинного миссионера стала жизнь Иоанна Кронштадтского, широко почитаемого церковью.
Около двух столетий назад на далеком севере России в семье бедного сельского дьячка родился мальчик. Малыш был слабеньким, и его сразу же крестили с именем Иван. Однако, на удивление всем, ребенок выжил.
С раннего детства Ивана окружали человеческое горе, слезы и нужда. Родители, несмотря на нищету, стремились дать сыну не только христианское воспитание, но и образование. В шесть лет отец начал учить его грамоте, а затем, собрав последние деньги, отдал в Архангельское приходское училище.
Учеба давалась мальчику трудно. Он занимался целыми днями, но все равно не мог справиться с заданиями. Осознание того, что он не оправдывает родительских надежд, помноженное на одиночество в чужом городе, угнетало маленького Ваню. Утешение он находил в горячей молитве Богу. Однажды ночью, огорченный тем, что в очередной раз не понял учителя, Иван взмолился о том, чтобы Господь просветил его разум и помог учиться. Наутро мальчик проснулся и с удивлением обнаружил, что знает вчерашний урок. За краткое время последний ученик стал одним из первых и был принят на казенный счет в семинарию, а затем и в Санкт-Петербургскую духовную академию. Иван понял, что по его молитве Бог совершил чудо, но ещё не знал, что в его жизни будет много еще больших чудес.
Читайте также: Пророк, предсказавший Рождество и Апокалипсис
Заканчивая академию, Иван задумывался о пути миссионера. Он хотел проповедовать Христа в Северной Америке или Китае, но жизнь распорядилась иначе: ему предложили место священника в Кронштадтском Андреевском соборе. В этом соборе отец Иоанн прослужил всю свою жизнь.
Пригород столицы — это не обязательно тихое и спокойное место, где живут респектабельные, благочестивые и законопослушные граждане. Кронштадт в те времена был местом административной высылки из столицы тех, кого сейчас назвали бы асоциальными элементами. Жили там и чернорабочие, и портовые грузчики. Почти все они ютились в полуразвалившихся лачугах и землянках, попрошайничали и пьянствовали. Ходить по улицам Кронштадта после наступления темноты было небезопасно: здесь могли не только ограбить, но и убить.
Приехав в Кронштадт и познакомившись со своей будущей паствой, отец Иоанн понял, что эти люди действительно нуждаются в нем больше, чем китайцы и эскимосы. Молодой, энергичный, искренне верующий священник, на своем горьком опыте знавший, что такое нужда и голод, оказался подходящей кандидатурой на предложенное место. Он не ограничился совершением богослужений и чтением дежурных проповедей в полупустом храме. Отец Иоанн занялся тем, что его начальство и сослужители назвали безумием: стал ежедневно ходить к людям, которых презирал весь Петербург, — беседовал, утешал, ухаживал за больными и помогал им материально, раздавая все, что имел, нередко возвращаясь домой раздетым и даже без сапог. Над ним глумились, поносили устно и в печати, даже временно отказались выдавать жалованье на руки — дескать, все равно раздаст пьяницам на водку. Но милостыня, подаваемая "чтобы отвязались" и подаваемая с искренним желанием помочь, и плоды дает разные.
Вот как описывает свою первую встречу с отцом Иоанном один ремесленник: "Мне было тогда годов 22-23. Теперь я старик, а помню хорошо, как видел в первый разбатюшку.Уменя была семья, двое детишек. Я работал и пьянствовал. Семья голодала. Жена потихоньку по миру сбирала. Жили в дрянной конурке. Прихожу раз не очень пьяный. Вижу, какой-то молодой батюшка сидит, на руках сынишку держит и что-то ему говорит ласково. Ребенок серьезно слушает. Мне все кажется, батюшка был, как Христос на картинке "Благословение детей". Я было ругаться хотел: вот, мол, шляются… да глаза батюшки ласковые и серьезные меня остановили: стыдно стало… Опустил я глаза, а он смотрит — прямо в душу смотрит. Начал говорить. Не смею передать все, что он говорил. Говорил про то, что у меня в каморке рай, потому что где дети, там всегда и тепло и хорошо, и о том, что не нужно этот рай менять на чад кабацкий. Не винил он меня, нет, все оправдывал, только мне было не до оправдания. Ушел он, я сижу и молчу… Не плачу, хотя на душе так, как перед слезами. Жена смотрит… И вот с тех пор я человеком стал…"
Это был не единственный случай покаяния и исправления жизни благодаря помощи отца Иоанна Кронштадтского. Бедняки поняли, что он видит в них не пьяниц и подонков общества, а людей — пусть опустившихся, но способных и подняться. Аксиомы христианства — что нельзя смешивать человека и его поступки, что образ Божий в человеке неистребим — оказались не только написанными на бумаге красивыми словами, но и жизненными принципами живого человека. А когда в тебя верит другой, самому поверить в себя становится легче. Когда тебе протягивают крепкую руку помощи, реально выбраться из любого болота.
Деятельный священник помогал кронштадцам не только милостыней. Для тех, кто хотел трудиться и честно зарабатывать на хлеб, он основал "Дом трудолюбия" — работный дом с мастерскими. Также благодаря отцу Иоанну в Кронштадте появились школа для бедных, женская богадельня, детский приют. Батюшка оказывал своим прихожанам не только материальную, но и духовную помощь: утешал, наставлял, молился о них.
Искреннюю молитву праведника Господь слышит и отвечает на нее. По молитвам отца Иоанна Кронштадтского начали происходить чудеса: выздоравливали безнадежно больные, решались неразрешимые проблемы. Вскоре отца Иоанна узнал и полюбил не только весь Кронштадт, но и вся Россия. Слава имеет и обратную сторону: батюшка вообще не имел личной жизни. Огромные суммы, которые ему жертвовали, он раздавал до последней копейки. Все свое время, не занятое богослужением, он отдавал людям, приходившим к нему за помощью. Даже на сон отцу Иоанну оставалось не больше трех часов в сутки.
Вести такой образ жизни, полагаясь только на себя, было бы невозможно. Отец Иоанн Кронштадтский черпал силы в молитве, в Божественной литургии, которую совершал ежедневно — а значит, ежедневно причащался Святых Христовых Таин. Причащаться чаще он призывал и своих прихожан: как невозможно быть сытым, принимая пищу один или два раза в месяц, так невозможно и жить по-христиански, причащаясь раз или два раза в год.
В миссионерах нуждается не только племя тумба-юмба, но и номинальные христиане, верящие во все, что угодно, кроме Христа. Но любые слова о Христе остаются лишь словами, если их произносит человек, не имеющий опыта жизни во Христе. Жизнь святого праведного Иоанна Кронштадтского была всецелым самоотверженным служением Богу и ближним. Видя перед собой его пример, люди, которые вчера еще считали свое крещение не более чем данью традиции, всерьез задумывались о вере и начинали вместо "исполнения обрядов" строить личные отношения с Богом. Только такую жизнь и можно назвать словом миссия.
Читайте самое интересное в рубрике "Религия"
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.