"Дешевые" деньги для ставропольского бизнеса

Стимулируя приток инвестиций в основной капитал, многие регионы страны разработали и применяют собственные схемы патронажа инвесторов и обновляющихся предприятий. О том, как поддерживаются инвестиционные проекты у нас на Ставрополье, рассказывает первый заместитель министра экономического развития и торговли, заместитель председателя краевой конкурсной комиссии по отбору инвестиционных проектов Николай ИВАНОВ.

- Николай Прокофьевич, механизм льготного кредитования ставропольских предприятий действует уже третий год. Тем не менее разговор о нем кажется все ещё актуальным. Ведь количество прибыльных предприятий в крае растет и соответственно увеличивается число платежеспособных заемщиков. Им как раз интересно знать, на какую помощь из бюджета можно рассчитывать.

- Начиная с 2000 года бюджет края субсидирует часть процентной ставки по банковским кредитам, которые предприятия и организации привлекают на свое техническое перевооружение. В правовой основе этого механизма лежит закон "О государственной поддержке организаций, реализующих инвестиционные проекты с привлечением кредитов банков на территории Ставропольского края".

Порядок простой: предприятие разрабатывает определенный инвестиционный бизнес-проект, обращается в банк за кредитом и одновременно — в конкурсную комиссию при правительстве края — за поддержкой. В случае успешного прохождения конкурса предприятие выплачивает банку-кредитору не полную стоимость процентов за пользование кредитом, а только четверть процентной ставки рефинансирования. Остальные три четверти погашаются из бюджета края.

Но я бы не сказал, что эта схема малоизвестна. У нас на конкурс всегда очередь. Число заявок более чем в два раза превышает возможности бюджетного финансирования.

- Потому что кредиты получаются дешевыми?

- Конечно. Если сегодня банковская ставка 21%, то бюджетное субсидирование позволяет удешевить кредит до 5,25% годовых. Сравните с инфляцией 12-14% в год. То есть реально предприятие возвращает банку менее того, что получает.

- И сколько предприятий этим уже воспользовались?

- В общей сложности 173. Причем ежегодно интерес к льготному кредитованию растет и увеличивается сама сумма средств, закладываемых в краевом бюджете на субсидирование инвестиционных проектов. Если в 2000 году мы поддержали только 16 предприятий и потратили на это 3,9 млн. рублей из краевой казны, то в 2001 году уже 72 предприятия с объемом субсидирования 28,6 млн. рублей. За девять месяцев текущего года господдержка оказана 85 хозяйствующим субъектам в объеме почти 50 млн. рублей.

Один бюджетный рубль стимулировал размещение в реальном секторе 11,3 рубля льготных кредитов. Всего в экономику края было привлечено дополнительно 933 млн. рублей кредитных ресурсов. Бюджет, таким образом, выступает как стимул, но напрямую в кредитовании не участвует. Все риски финансирования и контроль за целевым использованием средств берут на себя банки, а не правительство края. Впрочем, случаев несвоевременного возврата субсидированных кредитов ещё не было.

- И все-таки государство отдает негосударственным предприятиям, акционерным обществам, просто предпринимателям какую-то, пусть даже небольшую часть средств из бюджета. Нет в этом парадокса?

- Это отнюдь не акт благотворительности, как может показаться с первого взгляда. Бюджет отдает деньги с учетом собственной выгоды. Прежде чем конкурсная комиссия вынесет разрешительный вердикт для субсидирования, специалисты оценивают такой важный показатель, как бюджетная эффективность того или иного проекта. То есть просчитывается, какая налоговая отдача будет от предприятия после реализации его инвестиционных задумок, каков срок окупаемости субсидий и уровень рентабельности бюджетных вложений.

У нас пятьдесят предприятий, получивших господдержку, уже закончили полный цикл бюджетного финансирования. Сумма прироста поступлений налогов в краевой и местный бюджеты составила 49,26 млн. рублей. Если мы вычтем из этой суммы размер потраченных бюджетных субсидий, а это 40,83 млн. рублей, то в итоге бюджетный эффект составит почти 8,5 млн. рублей. Следовательно, в течение года бюджетные средства, потраченные на субсидирование, не только вернулись обратно в казну, но и обеспечили дополнительный доход бюджета территории. Со следующего же года весь дополнительный прирост пойдет в бюджет края. Мы высчитали, что один бюджетный рубль, направленный на субсидирование процентных ставок по инвестиционным кредитам, дал краевой казне 17 копеек дополнительных доходов.

Есть и еще один весомый плюс: в тех пятидесяти предприятиях, которые уже реализовали инвестиционные проекты, было создано дополнительно 347 рабочих мест.

- А какие-то отраслевые приоритеты в выделении субсидий у конкурсной комиссии есть?

- Особых каких-то "пристрастий" нет. Здесь все зависит от активности самих производителей, от наличия у них интересных идей и, естественно, от кредитоспособности. Если проанализировать отраслевую структуру предприятий, разместивших субсидированные кредиты, то она в целом отвечает приоритетам развития хозяйственного комплекса края. Основная доля, или 51%, приходится на промышленность, 17% - на сельскохозяйственные организации, 18% - торговля и иные виды услуг, 9% - транспорт и связь.

Приведу несколько примеров. По льготной схеме кредитовались такие известные в крае предприятия, как "Арнест", "Пятигорский хлебокомбинат", "Прасковейское", "Холод", "СтавТелеСот", "Монокристалл" и другие.

- А малый бизнес в этом участвует?

- Очень активно. Около 39% всех организаций, получивших государственную поддержку, относится к категории "малых предприятий". Причем я должен сказать, что субсидирование процентных ставок по банковским кредитам является пока единственным действующим в крае механизмом поддержки малых предприятий.

В качестве примеров могу назвать лермонтовское ООО "Окна", которое с помощью льготного кредита расширило производство окон и дверей из дерева с использованием современных технологий. ООО "Номинал" из Советского района организовало вакуумную расфасовку рыбопродуктов. Несколько малых предприятий и предпринимателей получили поддержку при организации производства столярных и швейных изделий.

Вообще замечу, что механизм господдержки нацелен на определенный сегмент рынка инвестиционных предложений, где реализуются проекты сравнительно небольшой стоимости до 20 млн. рублей.

- Надо полагать, 2002-м годом реализация механизма господдержки не закончится?

- Мы будем предоставлять льготные кредиты на конкурсной основе и в следующем году. Вопрос только в объемах выделяемых на эти цели бюджетных средств.

Пользуясь случаем, приглашаю руководителей организаций, представителей малого бизнеса всех отраслей обращаться непосредственно в министерство экономического развития и торговли края для получения необходимых консультаций.

Е. ПАВЛОВА,
корр. "Ставропольской правды".

Автор Алексей Корнеев
Алексей Корнеев — журналист, корреспондент информационной службы Правды.Ру
Обсудить