Коммерсанты против «Коммерсанта»

На прошлой неделе получил материальную оценку самый крупный конфликт отечественного бизнеса со средствами массовой информации. Отныне свобода слова оценивается в 320,77 миллиона рублей. Именно такую компенсацию требует инвестиционный консорциум "Альфа-групп" от издательского дома "Коммерсант", который, по мнению группы, а теперь и арбитражного суда Москвы, своей статьей причинил проблемы "Альфа-банку", выразившиеся в оттоке вкладов из банка.
Виноваты ли авторы статьи "Банковский кризис вышел на улицу" в трудностях консорциума?
Факт июльского "банковского кризиса" или "кризиса доверия", как его предпочитали называть, признан абсолютным большинством финансовых аналитиков. Об очередях вкладчиков "Альфа-банка", желающих досрочно забрать свои сбережения, упомянули многие независимые СМИ. Однако судебный иск предъявлен лишь "Коммерсанту". В интервью "Новой газете" главный редактор "Коммерсанта" Андрей Васильев, рассказывает, что после выхода заметки ему позвонил один из владельцев "Альфы" и посетовал на то, что не так расставлены акценты, что журналисты поступили "не по-товарищески". Речи о том, что заметка "неправильная" по сути, не было. Однако совсем скоро судебное разбирательство все же инициируется. Вскоре вердикт столичного Арбитража вынуждает авторитетнейшую деловую газету не только выплатить "Альфе" компенсацию, но и опровергнуть в десятидневный срок порочащие деловую репутацию банка положения нашумевшей статьи. И это решение не может не вызвать вопросов.

По законам военного времени
Вынесенное решение поставило "коммерсантовцев" в тупик: газета осветила непростую ситуацию на банковском рынке, за что теперь должна заплатить около 11 миллионов долларов. Да еще и расписаться в своем непрофессионализме. На этом фоне резкость высказываний гендиректора ИД "Коммерсант" Андрея Васильева по поводу судебного решения вполне объяснима. "Все, что было напечатано в той статье, — это правда, и это знают сами руководители "Альфа-банка", — настаивает Васильев. Причину же происшедшего Андрей Васильев видит в следующем: "Среди представителей бизнес-элиты появляется такая тенденция — желание набрать очки у власти, нагадив независимой прессе. Это очень неприятная тенденция". И добавляет: "Если торгануть лояльностью входит в моду, если появляется ощущение, что навредив независимому изданию, можешь помочь своему бизнесу, то это очень печальный факт".
Не просто печальный, но — тревожный. Последние события на бизнес-фронтах только подтверждают это.
Как оценить, например, общепризнанный факт, что сам банк, пытаясь остановить поток взволнованных вкладчиков, хотел взимать этим летом противозаконную комиссию с желающих досрочно забрать свои кровные? Известно, что "Альфа-банк", вопреки законодательству и заключенному с вкладчиками договору, собарался получать с них комиссионные проценты за досрочное снятие вкладов. Сначала речь шла о пяти процентах которые, правда, не слишком сократили количество клиентов, спасающих свои деньги. Тогда "Альфа-банк" вознамерился удвоить комиссию.
Попытка менять правила "игры" в зависимости от ситуации — самый простой способ уйти от проигрыша. Однако россиян защищает закон. В частности, Гражданский кодекс, в котором черным по белому прописано, что за расторжение срочных вкладов банк вправе не начислять оговоренные проценты, но никак не может посягать на сумму сбережения, либо ее часть. Да, сегодня "Альфа-банк" объявил, что готов возместить незаконно удержанную комиссию. Этот "акт доброй воли", конечно, возместит потерянные вкладчиками средства, но прибавит ли авторитета банковскому сообществу?

Первым делом — самолеты...
Между тем продолжается борьба и на другом финансовом фронте. В начале сентября, вопреки ожиданиям, годовое собрание акционеров международного аэропорта "Шереметево" не утвердило "дочку" "Альфы" компанию "Альфа-Шереметево" управляющей компанией аэропорта. Конфликт вокруг главных ворот страны назревал еще до самого конкурса. Как только определились два основных претендента на финансирование необходимых работ — компания "Интертерминал" и "Альфа-Шереметьево", стало понятно, что в случае победы "Альфы" неминуемы разногласия с национальным авиаперевозчиком — "Аэрофлотом". Дело в том, что права на земельный участок, выделенный под строительство третьего терминала "Шереметьево", а также более-менее проработанный проект имел "Аэрофлот", интересы которого представлялись как раз "Интертерминалом".
Но по итогам тендера "Альфе" удалось на 67 баллов по 900-бальной системе обойти "Интертерминал". Государство, являющееся крупнейшим акционером аэропорта, даже пообещало управляющей компании, то есть "Альфе-Шереметьево", ежегодное вознаграждение в размере одного процента годовой выручки аэропорта, четверти ее прироста и двух процентов чистой прибыли. Что и говорить, консорциуму было за что бороться.
Собственно дело оставалось за малым: собрание акционеров аэропорта должно было формально оформить победу "Альфы". Однако этого не произошло — акционеры не дождались соответствующей директивы правительства, владеющего контрольным пакетом акций аэропорта. После того, как Касьянова "ушли", а на его место назначили нового премьера Михаила Фрадкова, пошедшие было в гору дела "Альфы" начали медленно, но верно скатываться вниз. Новый премьер заявил, что к делу надо подойти боле внимательно и учесть мнение компании "Аэрофлот", которая тоже участвовала в конкурсе.
На стол новому председателю правительства легло предложение главы "Аэрофлота" Валерия Окулова и совладельца Национального резервного банка, в собственности которого находятся около 30% акций авиакомпании, Александра Лебедева. В нем авиакомпания предлагала самостоятельно построить третий терминал и развивать аэропорт без привлечения каких-либо управляющих компаний. И Михаил Фрадков всерьез задумался над наиболее рациональным "аэрофлотовским" решением.
О том, что, скорее всего, "Альфе-групп" суждено остаться с носом, говорит целый ряд факторов. Во-первых, в совет директоров "Аэрофлота" был избран помощник президента Виктор Иванов. Во-вторых, "Аэрофлот" уже выделил средства на строительство терминала "Шереметьево-3", а также планирует объявить тендер на генподрядчика работ. Видимо конфликт с "Альфой" национальный перевозчик не расценивает сколько-нибудь серьезно и справедливо считает, что "инвестиционный" консорциум не сможет составить конкуренции в непрофильной для группы области.

Еще одна "неувязочка" вышла у инвесторов с третьим по величине в России оператором сотовой связи компанией "Мегафон". Летом прошлого года "Альфа", как сообщила газета "Ведомости", объявила о покупке 25,1 процента акций "Мегафона" у LV-Finance. Однако, пишет газета, совсем скоро выяснилось, что на попавшую к "Альфе" четверть сотового оператора ранее имел право другой миноритарный акционер — IPOC International Growth Fund Ltd. Группа IPOC сообщила, что она уже давно достигла определенных соглашений с LV-Finence о выкупе акций. Более того, по словам IPOC, за причитающуюся ей часть компания уже успела заплатить несколько десятков миллионов долларов. Тогда юристы IPOC обратились в Арбитражный суд Международной торговой палаты в Женеве с тем, чтобы он разобрался в сложившейся ситуации.
Швейцарские слушания по делу закончились еще в мае. А в конце августа, ссылаясь на решение арбитража, IPOC сообщил в своем пресс-релизе: "Трибунал постановил, что группа "Альфа" не является добросовестным покупателем акций "Мегафона". Спор продолжается, и как он отразиться на развитии рынка сотовой связи, предугадать сложно.

Разорить нельзя купить
Взятая по отдельности, каждая из этих историй, — лишь частный случай в практике большого бизнеса. Но в контексте общей картины можно привести слова Андрея Васильева о том, что "внешне дело выглядит абсолютно заказным": "Мне передавали, что Фридман якобы сказал: либо разорить "Ъ", либо купить... Получается, что можно купить, а потом кому-то подарить. Или продемонстрировать Кремлю: посмотрите, правда мы молодцы? Разные могут быть мотивации".
В любом случае, очевидно, что конец этой истории — в далеком будущем. "КоммерсантЪ" собирается подавать апелляцию и не находит возможным оправдываться: "Если мы напишем опровержение, выполним указание суда, то мы нарушим закон о СМИ, — говорит Васильев. — Если мы напишем, что очередей на самом деле не было, то это будет заведомая дезинформация. Тогда, видимо, можно будет подать в суд на решение этого суда".
Выиграет спор "КоммерсантЪ" или коммерсанты — покажет время.

Николай МОРОЗОВ,
"Комсомольская правда"

 Нажми «Нравится»и читай нас в Facebook
Комментарии
Германия настаивает на приглашении России на саммит "большой семерки"
России не по пути с "союзниками" по ЕАЭС
Израиль шантажирует Россию, угрожая уничтожить С-300 в Сирии
Израиль шантажирует Россию, угрожая уничтожить С-300 в Сирии
Страны Средней Азии создают Совет глав государств без Путина
России не по пути с "союзниками" по ЕАЭС
России не по пути с "союзниками" по ЕАЭС
Израиль шантажирует Россию, угрожая уничтожить С-300 в Сирии
России не по пути с "союзниками" по ЕАЭС
России не по пути с "союзниками" по ЕАЭС
Иран предложил Китаю и России вместе ударить по США
Израиль шантажирует Россию, угрожая уничтожить С-300 в Сирии
Израиль шантажирует Россию, угрожая уничтожить С-300 в Сирии
Астролог: рожденные 26.04 - стоики
Ловко придумано: ООН разрешит агрессию в Сирии
Большая игра: Британия делает ход в пользу России?
России не по пути с "союзниками" по ЕАЭС
России не по пути с "союзниками" по ЕАЭС
России не по пути с "союзниками" по ЕАЭС
России не по пути с "союзниками" по ЕАЭС
России не по пути с "союзниками" по ЕАЭС

Беседа с российским подводником, капитаном 1 ранга Н.А.Черкашиным - ...Самое интересное, в этот момент в заливе Сидра находилась еще советская атомная подводная лодка К-172, под командованием капитана 2 ранга Николая Шашкова, вооруженная ракетами с ядерными боеголовками. У нее было задание: если американцы начнут высадку десанта на побережье Сирии, всплыть и нанести удар по израильскому побережью ядерными ракетами. А что такое израильское побережье? Это все государство Израиль, вытянутое вдоль побережья… То есть, 8 ядерных ударов по Израилю - и государства

Жаркое лето 1967-го: "Малый Перл-Харбор" Америки и "советский ракетный эсминец"