Новая приватизация, или Лихие 90-е вернулись

Итак, грядет второй акт беспрецедентного в мировой истории экономического шоу под названием "приватизация по-российски". Подзабылись перипетии приватизации начала и середины 90-х, проведенной вопреки действовавшим тогда законам. Теперь можно продолжить в новом составе, но по старым неявным схемам, передав собственность абсолютному меньшинству.

На недавнем заседании правительства РФ были обсуждены проект прогнозного плана и основные направления приватизации имущества на период с 2014 по 2016 годы. Что же хотят предложить российскому обществу разработчики этих документов из числа либеральных экономистов-монетаристов? Намечено распродать 1201 акционероное общество из состава федеральной собственности и 638 унитарных предприятий. При этом, понятно, центром приватизационной деятельности и ее главной целью будет передача в частные руки крупнейших бюджетообразующих компаний — РАО РЖД, РусГидро, Транснефти, Интер РАО ЕЭС, Уралвагонзавода, Ростелекома, крупнейших столичных аэропортов и других, не менее привлекательных активов.

Цель этого действа, как бодро заявил премьер Д. Медведев, не только получить в госбюджет 1 триллион 700 миллиардов рублей, но и обеспечить приватизируемые госпредприятия эффективными собственниками, которые смогут изменить модель корпоративного управления, сделать управление более эффективным, привлечь долгосрочные инвестиции, сделать компании современными и прибыльными.

Что ж, задачи вполне привлекательные. Неясно, правда, что мешает тому же Д. Медведеву, его министрам и обслуживающим правительство монетаристам сделать это сейчас, пока они являются распорядителями госсобственности? Или некий потенциальный покупатель, наживший состояние далеко не управлением производством(а других на финансовых рынках не бывает) умнее всего состава Правительства РФ? В это не хочется верить.

Читайте также: Бесплатная приватизация будет длиться вечно?

Подобные рассуждения о благотворности прихода в большую экономику "эффективного" частного собственника, напомню, звучали и в начале 90-х, когда А. Чубайс под руководством американских советников, которые, как недавно подтвердил Президент РФ В. Путин, были действующими сотрудниками ЦРУ, нарушив все мыслимые законы на тот период, организовал ваучерную(а не именную, как было намечено) распродажу по дешевке госактивов. И что? Где эти эффективные собственники? Был один, которого либеральные СМИ пропагандировали, как величайший успех приватизации, первопроходец рыночных реформ Менатеп-Юкос во главе с Ходорковским.

А позже выянилось, что первопроходец оказался первопроходимцем, а его "выдающиеся" экономические результаты в основном базировались на манипуляциях с подменой стоимостей скважинной жидкости и нефти, а также на хитроумных налоговых схемах, что и было доказано юридическим расследованием. Если уж флагман оказался не линкором, а пиратской лодкой, то что говорить о прочих. Хотя для полноты картины можно упомянуть и прошлогодний суд в Лондоне с участием еще двух светочей приватизации — Абрамовича и Березовского, которые в своих выступлениях откровенно рассказали о масштабах коррупции при проведении залоговых аукционов по Немцову-Коху и дали ясно понять, что вовсе не стремление улучшить современнейший Омский НПЗ двигало ими, а желание беспроблемно и гарантировано "срубить бабла", выражаясь новоязом бизнесменов. Не думаю, что нынешние организаторы приватизации очень уж отличаются от предшественников в таких понятных желаниях.

Словом, новейшая российская история не дает никаких оснований, чтобы рассчитывать — частный собственник выведет госпредприятия на новый уровень. При этом стоит оговорится — речь идет именно о системообразующих активах, крупных производственных мощностях, подобных РАО РЖД. За годы реформ частники доказали свою эффективность в управлении малыми предприятиями, преимущественно в обслуживающей сфере и преимущественно тогда, когда были вложены собственные немалые деньги, а не полученные фактически даром, как это было в 90-х годах прошлого века.

Да и ведь аксиома приватизации — продавать убыточные предприятия. Во всяком случае Маргарет Тэтчер в начале 80-х распродавала исключительно убыточные предприятия по добыче природного газа, водоснабжению и электроснабжению, а также госкомпанию железных дорог. Российские же ее поклонники из числе либеральных экономистов предлагают действовать с точностью до наоборот. К продаже приговорены самые прибыльные госкомпании. Да, темпы их роста замедлились, общий мировой кризис тормозит развитие. Тем не менее, прибыль, к примеру, алмазного монополиста АлРоса в 2012 году выросла на 34 процента, достигнув 40 миллиардов рублей, РусГидро в первом квартале 2013 года увеличило прибыль на 48 процентов… Так зачем продавать то, что приносит гарантированный доход в госбюджет?

Еще одно соображение, которое известно каждому второкурснику экономического факультета — никогда не продавать собственность во время экономического спада. А в условиях нынешнего кризиса, имеющего монетаристские корни, это правило актуально вдвойне. 1700 миллиардов рублей от приватизации, бесспорно, не лишние для госбюджета, но это всего лишь счетные единицы, не обеспеченные соответствующим материальным наполнением.

Проще говоря, отдаем предприятия, производящие конкретные товары и услуги для жизнеобеспечения страны, а получаем некие эфемерные рубли. Правительство РФ не в состоянии материализовать сотни миллиардов и в нынешнем бюджете, оставляя так называемые переходящие остатки(только в 1 квартале на 300 миллиардов рублей), а что будут делать с почти двумя триллионами?

Впрочем, это только наивным людям, считающим по старой советской привычке, что государство должно заботиться о народе или, по крайней мере, о большей его части, может показаться абсурдной предложенная логика приватизации. Все станет на свои места, если попробовать проанализировать, а кто же будет покупателями некогда общенародной собственности?

На прямой вопрос корреспондента "Правды.Ру" о предполагаемых конкретных покупателях, руководитель Росимущества Ольга Дергунова, явно нервничая, отделалась общими фразами. Между тем, количество потенциальных инвесторов, готовых выложить за те или иные объекты десятки и сотни миллиардов рублей, ограничено списком Форбс или данными о тех, кто грешит незаконными выводами капитала за рубеж. Причем эти два информационных потока зачастую совпадают с неформальными контактами и прошлыми местами работы некоторых руководителей правительства, которые, как ни странно, отвечают за организацию приватизации.

Читайте также: Приватизация наплодила нищих собственников

Так что не исключено, что скоро в героях ее нового этапа мы увидим знакомые по прошлому лица. Но не только — подоспела новое, петербургское поколение "эффективных" собственников, и, видимо, они сделали заявку на оставшиеся куски прибыльной госсобственности. Тогда все экономические несуразности новой распродажи становятся понятными: кому нужна убыточная собственность? Ее оставят государству, как, например, активы в традиционно дотируемом сельскохозяйственном производстве — Росагролизинг и Россельхозбанк, приватизция которых отложена.

Так что, думаю, неожиданностей не будет — наиболее привлекательные госпредприятия уже поделены между будущими владельцами. Осталось только соответствующим образом преподнести это российскому обществу, убедительно объяснив, что манипуляции с собственностью принесут стране процветание и спокойствие. Совсем как в девяностых.

Читайте самое актуальное в разделе "Экономика"

Автор Юрий Скиданов
Юрий Скиданов — журналист, бывший корреспондент Правды.Ру
Темы омск
Обсудить