Когда рухнет GPS-монополия?

Российская спутниковая группировка ГЛОНАСС поможет нарушить американскую монополию в области спутниковой навигации. Но чтобы конкурировать с GPS, придется приложить немало усилий. Вопреки громким заявлениям некоторых чиновников, ситуация с ГЛОНАСС пока не позволяет решить всех поставленных задач.

В начале августа в составе группировки ГЛОНАСС заработал десятый спутник, а незадолго до этого российская система спутниковой навигации впервые была установлена на пассажирском самолете.

Указ президента России от 17 мая 2007 года фактически ГЛОНАСС открыл для отечественных и иностранных пользователей. Орбитальная группировка, которая служила сугубо для военных целей, стала доступна простым гражданам, что в перспективе дает возможность эксплуатировать систему, в том числе, и на коммерческой основе, не надеясь только на бюджетные средства.

Кроме того, исходя из интересов национальной безопасности, органы государственной власти обязаны использовать только ту аппаратуру спутниковой навигации, которая совместима с ГЛОНАСС.

Фактически, сделаны основные организационно-правовые шаги, обеспечивающие независимость России от американской глобальной системы GPS, которая пока является монополистом в области спутниковой навигации.

Однако на этом пути есть проблемы, которые нужно решить, чтобы ГЛОНАСС стала способной в полной мере выполнять возложенные на нее функции как в военной, так и в гражданской областях. К сожалению, высокопоставленные чиновники, не зная досконально ситуацию в отрасли, зачастую, склонны к поспешным заявлениям.

Высказывается, в частности, мнение, что орбитальная группировка в составе 18 космических аппаратов позволит предоставлять к концу 2007 года всем заинтересованным пользователям навигационную информацию на 99 процентах территории России.

Если распоряжение правительства будет выполняться по плану, то к концу 2007 года на орбите будет 17 аппаратов, а к концу 2010 года группировка может быть доведена до 25 объектов ГЛОНАСС. Но этого количества для решения поставленных задач недостаточно.

В период эксплуатации наземные комплексы управления вынуждены периодически выводить часть аппаратов из состава орбитальной группировки на плановое и неплановое обслуживание. И количество этих спутников велико. Например, в 2006 году из 16 аппаратов функционировало только 10. А если брать период в 10-12 лет, то ни одного дня группировка не функционировала в полном составе. Специалисты считают, что если в 2008 и 2009 годах запускать по 8 спутников, то к 2010 году группировка составит 29 аппаратов, из которых будут работать 24.

Сейчас российский рынок в значительной степени занят американской глобальной системой позиционирования GPS, группировка которой насчитывает 29-30 аппаратов.

GPS-терминалами оснащены авиалайнеры и морские суда, тысячи единиц транспортных средств частных фирм, значительная часть зарубежных автомобилей. Большие геодезические и землеустроительные работы выполняются с использованием GPS-приемников.

Таким образом, за отечественный рынок придется побороться. Надо добиваться, чтобы в перспективе ГЛОНАСС начала компенсировать затраты на поддержание орбитальной группировки.

Как считают разработчики, целесообразно сосредоточить усилия на создании и организации производства ГЛОНАСС-приемников по отечественным технологиям для потенциальных пользователей. Речь также следует вести о создании региональных и локальных систем непрерывного спутникового контроля потенциально опасных объектов и деформаций земных поверхностей, особенно в сейсмоопасных районах.

Желание сотрудничать в этой области изъявляют и европейские партнеры, хотя дата начала совместных проектов постоянно откладывается. Европа хотела осуществить запуски в 2008, потом их перенесли на 2011 год, но и эти сроки под вопросом. Как бы то ни было, заинтересованность других стран показывает, что Россия движется в правильном направлении.

Не забывайте присоединяться к Pravda.Ru во ВКонтакте, Telegram, Одноклассниках, Google+, Facebook, Twitter. Установи "Правду.Ру" на главную страницу "Яндекса". Мы рады новым друзьям!

Комментарии
Евгений Федоров: США раскупили всю Россию и пишут нам законы
Украинский историк объяснил России, как США выиграли две мировые войны
Какая это порода? "Медведопес" из приюта завел интернет в тупик
Слов не выкинешь: Собчак спела о своей груди
Слов не выкинешь: Собчак спела о своей груди
Слов не выкинешь: Собчак спела о своей груди
Анатолий Вассерман: с плохими президентами нам пока везет
Анатолий Вассерман: с плохими президентами нам пока везет
Анатолий Вассерман: с плохими президентами нам пока везет
Международные социологи признали референдум-2014 в Крыму
Международные социологи признали референдум-2014 в Крыму
ЦБ рассказал о действиях, когда США возьмутся за долг России
Слов не выкинешь: Собчак спела о своей груди
Несколько государств Европы лишились поставок газа. И на Россию не свалишь...
Несколько государств Европы лишились поставок газа. И на Россию не свалишь...
Несколько государств Европы лишились поставок газа. И на Россию не свалишь...
Посольство США обиделось на Сергея Лаврова
Литва лишится белорусского транзита в пользу России из-за "говорливых" политиков
Будут посадки: Касьянов и Явлинский поделились плохими предчувствиями
Прогноз на 2018 год: где зарождается Третья мировая
На родине Христа отменили Рождество из-за Трампа

Русская эскадра - не просто набор слов. Это историческое название последнего соединения кораблей и судов Императорского флота России. Именно она эвакуировала из Крыма армию генерала Врангеля и гражданское население. Беженцев приняла Франция, предоставив эскадре стоянку в Тунисе, в городе Бизерта. Судьбы большинства беженцев поистине трагичны…

Последнее пристанище Русской эскадры